Подготовка к походам

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Подготовка к походам » Майский Водный - Состоялся » Вариант 2 Колос


Вариант 2 Колос

Сообщений 1 страница 4 из 4

1

Описание
      Река Колос. Общее описание.

     Река   Колос   берёт  своё   начало  из  небольшого  озера  Колосъярви,
расположенного севернее ж/д ветки Янисъярви - Суоярви. Урез воды в озере 201
м над уровнем моря. Длина реки от истока до впадения в озеро Тулемаярви - 67
км.
     От  истока р.Колос  типичная равнинная река с уклоном  0.2  - 0.3 м/км,
шириной от  1.5 до 5  м. В местах разливов и болот на первых 10-15 км  часто
пропадает под  плавучими островками болотной  растительности и,  кроме того,
проходит  через большое количество завалов, бобровых  плотин и тому подобных
неприятностей.
     В среднем  течении,  после  впадения левого  притока  р.Витсаоя,  уклон
Колоса резко возрастает, плёсы практически отсутствуют. Встречается  большое
количество шивер,  порогов, следующих один за  другим. Уклон  составляет 3-5
м/км.  Река с разгоном устремляется в каньон "Водопадный".  Во время паводка
расход реки в каньоне составляет 35-40 куб.м/сек., скорость течения до 10-15
м/сек., уклон до 20  м/км. Длина каньона примерно 1200 м (вместе с  заходной
шиверой), высота скал до 20 м. Каньон классифицируется 6-ой к.сл.
     После каньона река  проходит ещё  несколько сложных шивер и порогов,  в
том  числе  пор.Карманный  (3-4  к.сл.),  и   впадает  в  Тулемаярви   возле
пос.Колатсельга.
     Подъезды    к    началу   маршрута   -    по   железнодорожной    ветке
Петербург-Костомукша  до  станций  Лоймола  или  Пиитсйоки,  далее  попутным
автотранспортом.

      Лоция р.Колос.

     (Использованы  материалы  групп  под руководством  И.Н.Кошица  и Лазебы
А.В.)

     На первых километрах от оз.Колосъярви река течёт через завалы, бобровые
плотины, болота. Ниже ж/д моста через 600 м слева  небольшое озеро, затем не
отчётливо  выраженная  река  поворачивает  направо,  и  через  0.5  км русло
начинает прослеживаться яснее  и  сильно петляет. Много завалов. Через 1  км
небольшой  овальный разлив.  Посередине разлива - высокий каменный остров, с
которого можно определить выход реки из разлива - он за островом  (при входе
в разлив курс на остров).
     Далее река  снова петляет. Встречаются завалы из брёвен. Много бобриных
хаток.  Такой  характер  река  сохраняет  примерно  1 км.  Затем  за  правым
поворотом слабая шивера  200 м. Через 1 час движения по  извилистым плёсам с
завалами  снова  слабые  шиверы,  за  ними  мост.   Некоторые  шиверы  имеют
собственные  названия: пороги Дзотовый, Оконный, Медвежий. В среднюю и малую
воду  может  потребоваться  проводка  судов. По берегам - следы  боёв Второй
Мировой; окопы, колючая проволока...
     Под мостом слабое течение. Затем в  течении часа плёсы, слабые шиверы и
завалы.  Стоянка возможна на левом берегу  небольшого  разлива, где  имеется
сухая возвышенность. Подход от воды неудобный - 50 м по болоту.
     Ниже по берегам  появляются моренные гряды.  Слева  впадает  р.Витсаоя,
вдвое  увеличивающая водоносность Колоса. Количество  и протяжённость  шивер
увеличиваются.  Слева  п/х  показывается  озеро  Раялампи  с высоким  правым
берегом. В конце озера лесистый остров, выход в реку  за ним. Через 20 минут
сплава порог Мельничный. По берегам  остатки  старой мельницы. Перед порогом
небольшой слив, плёс 50 м и сам порог. Проход по центральной струе, валы 0.5
м. Ширина реки в пороге 5-6 м, перепад около 1.5 м. Длина порога 30 м.
     Через 200 м низкий бревенчатый автомобильный мост. Возможный обнос - 20
м по прав.  берегу. Сразу за мостом автодороги уклон  реки увеличивается  до
3-5 м/км,  начинаются  Бобровые пороги, которых всего насчитывается 4 штуки.
Пороги несложные, проходятся с ходу. Между порогами встречаются завалы.
     Далее на реке  порог  Горн, начинающийся сужением русла между каменными
выступами  берегов.  Состоит  из  двух  ступеней. Первая  ступень  - слив  с
перепадом высоты 1  м,  за ним мощный вал; далее  40 м быстротока  и  вторая
ступень, представляющая собой шиверу длиной 25 м. На входе у  левого  берега
каменная гряда, по центру крупный камень. Проход логичен правее него.
     Ниже порога Горн короткие плёсы чередуются с перекатами. Через 20 минут
сплава  порог  Лосёнок.  Начинается  характерным сужением  русла, в  котором
короткий слив. В русле и по берегам -  камни. Проход  ближе к левому берегу,
минуя бочки и  валы. Далее сразу же слева - приток, за ним на высоком берегу
полуразрушенный  бревенчатый   дом.   За  правым   поворотом  видны  остатки
узкоколейки на левом берегу.
     Ниже две  шиверы длиной 60 и 80 м, разделённые  коротким  плёсом. После
примерно километрового плёса начинается мощная шивера Каменная, предваряющая
вход в каньон Водопадный.
     Просмотр правым  берегом, мешает  бурелом. Длина препятствия  400 м.  В
шиверы валы и бочки, проход по основной струе. Основная опасность - в случае
переворота  аварийное  судно  будет  втянуто  в   каньон  Водопадный.  После
прохождения шиверы необходимо срочно зачалиться в улове левого берега.
     Каньон  Водопадный является  самым сложным препятствием  реки Колос.  В
большую воду каньон представляет собой грандиозное (по карельским масштабам)
зрелище.  Высота скал достигает 15-20  м,  протяжённость каньона 600-800 м с
шестью характерными водопадными сливами, самые сложные из которых - первый и
третий.  На  протяжении каньона река  падает более чем на 20 м. При  большой
воде часть потока после второго слива  устремляется в карман правого  берега
непосредственно перед третьим сливом. Особую опасность создают поваленные по
берегам, полузатопленные деревья.
     В  паводок  высота первого  и третьего слива  состовляет  до 3 м;  весь
каньон  может  быть пройден опытным  экипажем на катамаране.  Предполагаемая
категорийность - 5-6.
     В среднюю воду возможно  прохождение 4, 5 и  6 сливов, эта связка будет
элементом 4-5 к.сл. для байдарки.
     Обнос каньона осуществляется по левому берегу. Обнос осложнён буреломом
и выходами скал.  В случае сплава по второй части каньона длина волока около
200 м, в противном случае увеличивается до 1 км.
     Ниже  каньона  мелкая шивера, после шиверы остров, делящий  реку на два
рукава. Левый рукав мелкий, кончается завалом; проход правой протокой. Далее
три шиверы, разделённые  короткими плёсами, за  ними озеро, на  выходе порог
Сиплый  -  короткий  слив с  валом (в  створе бывшей  мельницы).  Проход  по
основной струе.
     Далее  длинный плёс, шивера 200 м, приток справа,  шивера 400 м, шивера
50  м. Затем порог с островом: левый рукав уже,  но  меньше  камней;  правый
шире, но  мельче. после острова река поворачивает  плавно направо. Ниже  две
шиверы по 60 м, разделённые коротким  плёсом.  Далее на протяжении 1.5 часов
сплава четыре шиверы (200, 100, 250 и 100 метров),  а за ними начало каньона
Карманный в виде 100-метровой входной шиверы. Чалка перед шиверой неудобная,
суводи маленькие. Просмотр по левому берегу.
     После шиверы  река поворачивает влево на  80 градусов, образуя прижим к
скале.  в прижиме камни  и  брёвна, торчащие поперёк реки на три четверти её
ширины. Под ними  проход высотой 1 м (при  среднем паводковом уровне). После
поворота сразу же большая суводь. Далее участок каньона прямой, около 400 м,
иногда  это  препятствие  отдельно  именуют  "шивера Парадная".  В  середине
сужение, небольшой слив, по краям бочки. На выходе слабая шивера с маленьким
островком. На правом берегу хорошая стоянка.
     Берега  в  каньоне  высотой  10-15  м,  правый скалистый,  левый  более
пологий. В скале  правого  берега  на повороте  расположен  "карман", давший
название всему каньону. Известен случай, когда в 1979 г. в паводок в  карман
затянуло две байдарки, причём все ушли под скалу  полностью. Внутри  скалы в
кармане  оказался грот,  который  дал возможность  дышать его "посетителям".
Одну байдарку выкинуло из кармана через 2 часа, вторую -  только через сутки
(!).
     От  выхода  из  каньона Карманный  до  впадения  р.Колос  в  Тулемаярви
остаётся 1 час сплава, на этом участке одна простая шивера, берега низкие. В
устье - автомобильный мост

0

2

Коммерческий вариант
Экспедиция на реку Колос

Катамараны

1 мая 2009
9 мая 2009
29 мая 2009
12 июня 2009

Программа тура

1 день
09.00 (06.50) Прибытие в г Петрозаводск.Встреча на вокзале.
Трансфер до места начала маршрута 170 км.
Подготовка снаряжения к выходу на реку. Обед в полевых условиях. Инструктаж, выход на воду.
Сплав по реке Витсаоя до впадения в р. Колосйоки: пор. Дзотовый – пор. Оконный – пор. Медвежий 12 км.Ужин и ночлег в полевых условиях.

2 день
Завтрак. Сплав по реке Колосйоки: пор. Мельничный – пор. Бобровые – пор. Горн – пор. Лосенок – шивера Каменная – каньон Водопадный 16 км.
Пороги осматриваются, решение об обносе или прохождении порогов принимает инструктор, конкретно по каждому участнику. Каньон Водопадный является самым сложным препятствием реки Колласйоки. В большую воду каньон представляет собой грандиозное зрелище. Высота скал достигает 15-20 м, протяжённость каньона 600-800 м с шестью характерными водопадными сливами, самые сложные из которых - первый и третий. На протяжении каньона река падает более чем на 20 м.
В пути перекус (горячий чай с бутербродами). Ужин и ночлег в полевых условиях.

3 день
Завтрак. Сплав по реке Колосйоки: шиверы – озеро – пор. Сиплый – шиверы – шиверы – порог – шиверы –каньон Карманный 8 км.
Прохождение или обнос порогов водопадного типа, в зависимости от готовности группы.

4 день
Дневка. Катание на порогах, отдых, рыбалка, туристская баня.
Компактная, быстро собираемая в полевых условиях туристская баня – это лучший способ снять усталость в условиях похода."Банные процедуры" сглаживают эффект воздействия больших доз адреналина, расслабляют мышцы, отлично снимают напряжение. Ужин и ночлег в полевых условиях.

5 день
Завтрак. Сплав по реке Колосйоки: пор. Карманный – оз. Оярви – д. Колатсельга 9 км.
Радиалньый выход к развалинам Тулмозерского завода. 1 км. Металлургический завод был построен на рубеже 19-20 веков и практически сразу, спустя несколько лет после ввода в эксплуатацию, заброшен за нерентабельностью. Осмотр штольн, в которых добывали руду для нужд Тулмозерского завода. Столетние руины представляют собой величественное зрелище.

15.30 Трансфер в г. Петрозаводск 139 км.
19.00 (23.00) Отправление поезда №17 (№657).

*нитка маршрута может быть изменена с сохранением основных элементов составляющих программу

Стоимость тура: 6900 руб./чел.

В стоимость программы включено:

    * трансферы и питание по программе, работа инструкторов, страховка, прокат снаряжения для сплава: катамаранов, весел, касок, спасжилетов, герметичных упаковок, прокат снаряжения для лагеря: кострового снаряжения, палаток, спальников, теплоизоляционных ковриков.

st

0

3

http://www.vvv.ru/news/index.php3?news=85773

5. Сплав по Коласу.

В день волока к каньону мы пришли очень поздно, уже в около 8:30 вечера, поэтому стапель катамаранов осуществляли на следующий день, 5 мая.

Весь день мы посвятили осмотру каньона. Это, действительно, очень сложное препятствие. Его можно оценивать в 5-6 к.с. в зависимости от воды. На ЛБ стояла группа, в этот день у них было прохождение, мы видели, как перевернулся К2 во втором сливе. Мы решили широкую К4  Драйв  стапелить сразу за каньоном.  Сварог  и  Светофор  стапелились сверху. Было принято решение идти с вещами. Страховка   только  Драйв  в самом конце выходной шиверы. Перед каньоном   разгонная шивера, именно в начале неё мы и стояли. Затем остров, основной слив   в правой протоке. Перед островом   удобная суводь на ПБ.

Первый слив прямой, бочка пробивается без проблем. Затем разгонный трек на повороте с прижимом вправо. Прижим не очень сильный, мы его переоценили. В конце второй слив на повороте. На внутреннем правом радиусе очень опасная бочка-унитаз. Именно она и кильнула тот К2, который мы видели. Слева на внешнем радиусе было какое-то бревно, но на него не тянуло. Проходить стоит именно по внешнему радиусу, чтобы обойти плохой унитаз справа. У нас была очень высокая вода, все карманы были залиты. В местах, где они по низкой воде обнажаются, была как бы стоячая пузырчатая структура.

6ое мая началось со снега, выпавшего ночью. Было премерзко влезать в неопрен. Вооще, с этого дня наступило заметное похолодание, продолжавшееся до конца похода.

Экипаж К4  Драйв  вышел на страховку. Экипаж  Сварога  занял места для съёмки на скале ПБ над вторым сливом каньона. К2 в своём составе принял решение идти с вещами.

Заходная шивера не доставила сложностей, заход в первый слив и его прохождение тоже прошли гладко. Далее экипаж переоценил прижим и слишком резко ушёл влево, у ЛБ сделал телемарк перед самым вторым сливом и вошёл в слив по косому языку ближе к ЛБ, что позволило почти избежать бочки-унитаза справа. Однако, правый баллон всё же цепанул унитаз, результатом чего стала сломанная пряжка на упорах у Мумми-мамы. Далее оставалось только спокойно выправить К2 и уже с удовольствием прокатить третью маленькую ступеньку и мощную выходную шиверу. Чалка к месту страховки рядом с  Драйвом  на ПБ прошла без проблем. К2 остался на страховке.

К4  Сварог  заменил левого носового Наталью на левого носового  Драйва  Диму. Наталья, Сергей и Саша сменили видео и фотооператоров. К4  Сварог  также решил не разгружаться. Операторы передали экипажу К2 по рации, что  Сварог  стартовал. Ребята учли ошибку по переоценке прижима и зашли во второй слив чётко слева. После второго слива им понадобилось некоторое время, чтобы выправить К4, а затем прохождение выходной шиверы прошло без проблем.  Сварог  зачалился рядом со страхующим К2. Вскоре подошли операторы. После горячего чая и отдыха экипажи походной колонной в своих составах прошли ещё одну шиверу на повороте сразу после острова, разделяющего рек на 2 протоки после конца каньона. Левая протока   заваленная, в правой   чистый проход. Правый берег   отвесная скала.

Дальше препятствий на реке фактически нет. Есть пара шивер, течение достаточно быстрое для карельской реки. На одном из поворотов на быстрине   огромный бобровый завал. Его приходится обносить.

Со стоянками сложно. Стоять приходится просто в лесу, где берег повыше.

Порог  Карманный , который классифицируют в лоциях как 3 к.с. на самом деле слабенькая шивера на крутом повороте с прижимом в завал. Никаких карманов по нашей воде мы не заметили. Порог с трудом тянет на 2 к.с.

Далее никаких препятствий на реке фактически нет, либо они столь незначительны, что не стоят упоминания.

Антистапель мы произвели 7 мая рядом с дорогой, идущей через д. Колатсельгу, в которой даже работала почта до 14:00. Через 3 часа нас забрала Ольга на  буханке  и отвезла к мосту через Уксунйоки. В этот же день мы отстапелили катамараны на ПБ перед порогом Мостовой-2.

0

4

http://video.mail.ru/mail/nikmoro/7/20.html
Здсь немного видео.

Здесь немного фоток
http://www.taganok.ru/index.php?n=20023

0


Вы здесь » Подготовка к походам » Майский Водный - Состоялся » Вариант 2 Колос


Создать форум © iboard.ws Видеочат kdovolalmi.cz