Подготовка к походам

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Подготовка к походам » 2010 Гульмарг Февраль-Состоялся » Методические указания


Методические указания

Сообщений 1 страница 5 из 5

1

Взято отсюда
http://alt17.livejournal.com/57822.html

За Гульмарг (1/2)

Методические указания отправляющемуся кататься в город-герой Гульмарг (шт. Кашмир, Индия) (1 часть)

Это не отчет, а просто свалка полезной информации по теме.
Все, что здесь есть либо испытано нами, либо взято из источников, внушающих доверие. Все цены только в рупиях.
Соответственно, все это может быть неполно или вовсе криво…
Совсем тайных лазеек раскрывать не буду, ибо могут прикрыться ;)
Общие рекомендации про визы, прививки, страховки, копии паспортов, телефоны посольств и бутылки с питьевой водой я повторять не буду – об этом можно почитать везде. Напишу о том, чего не встречал в других источниках или к чему есть что добавить.

По порядку

(Часть первая)

Дели. Аэропорты.

Никаких сложностей с досмотром и контролем прилетающих как с международных, так и со внутренних линий. Как и во многих других аэропортах, багажные бирки на выходе никто не сверяет, так что полезно сразу же после выкладки на транспортерную ленту обрести весь свой багаж.

В миграционных карточках, если не знаете адреса, можно смело писать «Paharganj, "Hare Rama" guesthouse», ну или там «Gulmarg, Hilltop hotel».

«International» и «Domestic» терминалы разделяют несколько километров по прямой. Машины все ходят в объезд огромной стройки скоростной магистрали, которая когда-нибудь соединит терминалы, ну и еще что-то там.

Между терминалами курсирует бесплатный автобус – вроде бы каждый час. Когда я пришел узнавать про него в «Доместике», мне сказали, что мы должны на него записаться заранее – «за час», но потом согласились, что можно записываться и позже. Мы им так и не воспользовались, поэтому не знаю, насколько реально была необходимость в записи. Зная Индию, скорее всего нафиг она не нужна.

В «Интернешнл» вход либо по билету, либо за какую-то денежку. На входе секции вылета может образовываться большущая очередь на входной контроль, так что приезжать полезно действительно заранее. Весь багаж (перед сдачей на стойке регистрации) необходимо пропустить через отдельно стоящий пункт контроля багажа, где его обтянут специальной пластиковой лентой, свидетельствующей о досмотре.

«Доместик» состоит из 2 корпусов - в каждом свои компании. Между ними ходу с километр, и тоже что-то бесплатное ездит, но редко. Так что, когда едете в «Доместик», внимательно осведомитесь в какой вам терминал к вашей авиакомпании, и желательно у нескольких компетентных людей подряд - воизбежание.

Перемещаться из аэропорта в центр лучше всего при помощи «prepaid taxi» - стойки в аэропорту с фиксированной ценой на такси, в зависимости от расстояния. У них стоит наготове куча машинок. Платите на стойке – получаете квиток – идете к машине.
Засада в том, что к припейдам идут работать таксисты, которые практически вообще не шарят в английском (у них других вариантов нет) и вам потребуется хороший контакт, чтобы донести до них куда в точности вам надо. Еще одна неприятность – у припейдов норма – не больше 4 человек на машину, т.е. если вас 5, «берите 2 машины и точка».
Цена у припейда нормальная – без накруток, но и не самая низкая. Нам машина в центр обошлась в 250 рупий. В городе на путь обратно можно сторговаться чуть подешевле (мы ездили за 200), а можно и не сторговаться... Пытаться договориться в аэропорту с дикими таксистами сродни попытке договориться с таксистом в Шереметьево, только цена будет не в 10 раз больше разумной, а в 2.
Развлечения ради один из нас ловил в аэропорту велорикш, так вот эти парни собирались нас везти туда, куда машина стоила 250, за 60, причем чуть ли не 6 человек с барахлом на 1 рикше… В общем, отвязные ребята. Если есть лишнее время и нет лишних денег, можно с ними поэкспериментировать.

В «Доместике» на стойках ассистантов валяются халявные хорошие карты Дели – лучше, чем мы купили в городе. В «Интернешнале» тоже по идее должны валяться, но мне их там найти не удалось.

Камера хранения в аэропорту находится около (снаружи) «Интернешнла» и стоит 30 рупий/день/вещь. Работает круглосуточно. Представляет собой комнату, где накиданы вещи туристов. Одна девушка рассказывала, что когда пришла забирать свои вещи, на них спал индус.

В зале встречающих «Интернешнла» есть обменник, похоже круглосуточный. Это единственный обменник, который мы видели в ближайшей округе. Курс там чуть ниже, чем в центре. Если вы едете в центр, поменяйте там немного – на такси и расходы до того момента, когда вы попадете в обменник в центре.

По стоимости билетов в Шринагар самым дешевый оператором считается Air Deccan. Еще из дешевых – Spicejet и GoAir. Еще в Шринагаре есть стойка IndiGo, но у них в расписании сейчас рейсов нет. Также летают Kingfisher и Air India. Декан мало того, что самый дешевый, еще и самый откладываемый и даже отменяемый. Известны случаи, когда все операторы откладывали свои рейсы, а Декан отменял.
Лететь до Шринагара чуть меньше 1,5 часов. С посадкой в Джамму – подольше.

Есть противоречивые сведения о том, может ли нерезидент в аэропорту купить билет на внутренний рейс. Похоже, все-таки купить билеты в аэропорту можно.
Мы не стали это проверять и купили билеты в travel-agency в центре. Это с одной стороны удобнее, т.к. персонал смотрит сразу все варианты. Но, с другой стороны, тогда «контактной персоной» билета прописывается индус-оператор, и ему, а не вам будет сообщено в случае отмены или переноса вашего рейса и именно на его кредитку придут ваши деньги, если вы отмените свой билет, связавшись с авиакомпанией из Гульмарга, или его отменит компания, вместе со всем рейсом (так например происходит с Деканом).
Еще забавнее дела со SpiceJet – там после отмены билетов, купленных даже на собственную кредитку, деньги не возвращают, а переводят их на как бы ваш внутренний счет, и вы можете ими воспользоваться, если будете покупать билеты SpiceJet в будущем.
Если будете брать билеты напрямую, продумайте какие координаты давать в качестве контактных, чтобы вас могли по ним проинформировать.
Если вдруг из Дели вообще не будет билетов, на улице Main Bazaar на повороте к отелю Харерам сидят слева два молодых билетных барыги, у которых есть все, но дороже…

На всех внутренних рейсах в Индии действует процедура "идентификации багажа". Это добавка к стандартной последовательности - после регистрации / сдачи багажа, после личного досмотра / досмотра ручной клади, вы попадаете в зал ожидания, и оттуда вас зовут на "идентификацию багажа". Весь багаж рейса на улице раскладывают на земле (под навесиком) и каждый должен прийти и ткнуть пальцем в весь свой багаж, чтобы специально-обученный индус поставил на бирке багажа специальной ручкой специальный крестик (предварительно сверившись с багажной наклеечкой в вашем билете и чиркнув там тоже). Весь багаж без значков в самолет не попадает! Ваша задача не пропинать идентификацию, иначе полетите налегке!

На внутренних рейсах индусы легко взвешивают всю кипу багажа группы и считают общий перевес, что выгодно. Ручную кладь, как и у нас, могут взвесить, а могут забить.

Из Дели в Шринагар также можно добраться наземным транспортом с пересадкой в Джамму.
Поезд до Джамму хорошим классом стоит где-то 1500 на человека. Расписание Дели- Джамму не известно. Из Джамму в Дели поезд идет ночь - с 23 до 9 часов.
Рейсовые автобусы из Дели в Джамму отправляются каждый час с 5.15 до 23 часов и стоят 300 рупий на человека (есть только самый дешевый и некомфортабельный класс). В пути они 12 часов. Также есть более комфортабельные частные автобусы, но их расписание и стоимость не известны.
Есть также неподтвержденные слухи про прямые автобусы Дели-Шринагар.
Из Джамму в Шринагар надо ехать на машине или автобусе.
Машина стоит в районе 2000 (припейд обойдется в 2900) и идет 6-8 часов.
Рейсовый автобус стоит 215 рупий и идет 12 часов. Время его отправления из Джамму – 7.30 утра (летом - 6.30). Время отправления из Шринагара неизвестно. О наличии частных автобусов не известно.
Дорога из Джамму в Шринагар только одна, и проходит она через туннель, работающий с 9 до 18. Если идет даже небольшой снег, его закрывают до тех пор, пока не кончится снег, и не расчистят дорогу. То есть, когда идет снег, улететь из Шринагара намного проще, чем уехать.

Дели. Житье.

Если вы зависаете на ночь и более в Дели и вам нужно недорого и без особых претензий где-то упасть, езжайте на ул. Main Bazaar, район Paharganj. Там полно дешевых гестхаусов, кафешек, интернет-кафе, обменников официальных и не очень, недорогих лавок всеразличных сувениров и т.п.
Пахарганж – «центральная свалка мусора», туристический район – базар, упирающийся в вокзал. У человека, ни разу не бывавшего в Азии, вид Пахарганжа, особенно ночью, может вызвать эстетический шок - он обязательно назовет Пахарганж трущобами. Я был несколько раз в Китае и я знаю, что такое трущобы. Пахарганж – вовсе не трущобы, а просто весьма специфическое место. Вы ведь едете в Индию так или иначе за экзотикой? Вот вам безопасная экзотика в полный рост. Мейн Базар по плотности европеоидных физиономий вполне сравним с международным терминалом аэропорта Дели. Это действительно популярное среди путешественников место.
В Пахарганже достаточно много не вполне официальных и даже преступных видов деятельности. Следите за своими карманами. Прецеденты были.

Если хотите развеяться или получить представление о том, каков Дели на самом деле, пройдите или проедьте пару кварталов до центральной площади «Connaught Place».
Там же есть «Vine shopы» с соответствующим содержимым.

Считается, что менять деньги в Индии нужно в официальных обменниках, ибо там дают спецбумажки. На практике ни разу с их необходимостью мы не столкнулись. Даже при обратном обмене оставшихся рупий в официальном же обменнике. Возможно, они нужны для покупки билетов на железную дорогу.
На Мейн Базаре в неофициальном обменнике мы поменяли суммы в расчете на весь период пребывания по немного более выгодному курсу, чем в официальных обменниках там же. В неофициальных обменниках курс напрямую зависит от суммы обмена.

Комната в гестхаусе обойдется вам после торга в 25-400 рупий (мы жили за 250 на троих). Причем исходной ценой может быть названо 600-1000.

И в гестхаусах и в обменниках персоналу потребуются ксеры ваших паспортов. Ксероксы у них стоят не везде, поэтому какой-нибудь паренек со всеми вашими паспортами в руках будет отправлен в соседний квартал – к ближайшему ксероксу. Я бы настоятельно рекомендовал послать с ним своего человека. Прецеденты не известны, но все же.

В любом месте, услугами которого вы воспользовались, можно спрашивать рекомендаций относительно других видов благ. Вас отведут в дружественное хозяину место. Дороговизной рекомендованного места это не чревато, зато вы получите несколько дополнительных очков у рекомендовавшего хозяина и некий стартовый капитал у хозяина рекомендованного места. А в Индии очень многое зависит от дружественности отношений продавца и покупателя.

Пытаться уменьшить расходы на такси от центра до аэропорта путем проезда части расстояния на метро не получится – действующих веток в направлении аэропорта нет.

Шринагар.

В Кашмире вообще довольно серьезная ситуация из-за конфликта Индии с Пакистаном. Везде полно вооруженных военных. Аэропорт тоже полностью контролируется ими.
Вояки вообще пассивные и не злобные ребята и даже могут полезть дружиться (в хорошем смысле). Но в принципе, ситуацию в Кашмире контролируют они и если военные чего-то где-то захотят, будет по-ихнему. Поэтому ссориться с ними не стоит.

Обменять деньги в Шринагаре по-нормальному можно только в одном месте – в банке в центре города. Банк работает с 10 до 16 часов по рабочим и с 10 до 12.30 по субботам. Во всех остальных местах деньги можно обменять только по весьма невыгодному курсу.

В аэропорту, как при въезде, так и при выезде, вас попросят заполнить бумажку о вас, по содержанию напоминающую миграционную карточку – одну на всю группу. Бумажка ни на что не влияет, так что можно писать честно ;).

При вылете из Шринагара (и из Джамму), по официальному распоряжению индийских властей, пассажиры вообще не могут брать с собой в салон ручную кладь. В этой связи норма веса багажа увеличивается на норму веса ручной клади.
На практике некоторые вещи, например ноутбук или колонки, в салон брать можно. Но, как рассказывают, необходимость в салоне многих хрупких вещей доказать военным никак не удается и их приходится сдавать в багаж. Например был прецедент с горнолыжным шлемом.
Когда мы регистрировались в Шринагаре, 2 маленьких рюкзачка со всем содержимым разрешили взять в кабину. Стоит ли на это рассчитывать - решать вам.

При вылете из Шринагара на личном досмотре отбирают все лишние батарейки и аккумуляторы, в т.ч. от камер. Но их не оставляют себе! Их аккуратно при вас описывают и складывают в конверт, который летит тем же самолетом и в пункте прибытия попадает на стойку авиакомпании, где и раздается обратно. Вы же в Шринагаре получаете надпись на билете ручкой с названием вашего лота и его кодом.

Про «идентификацию багажа» см. в разделе «Дели. Аэропорты.»

Если погода нелетная, в Шринагар могут по нескольку дней не прилетать и не улетать самолеты всех компаний. Чем дольше это продолжается, тем большее давление испытывают компании, отменяющие свои рейсы. В результате часто получается, что в один день пробивается самолет какой-то одной компании, в другой день может пробиться самолет другой и т.д.
В такие периоды в аэропорту торчат все, кто не смог улететь за все время непогоды. С билетами хаос, в кассах очереди нереальных размеров.
В принципе есть некий механизм передачи пассажиров одной компании на рейс другой (с доплатой), но он не вполне контролируем.
Во время ожидания погоды приходится жить в Шринагаре. Гостиницы там даже подороже, чем в Гульмарге (от 3000 за дабл с отоплением). Есть более бюджетные варианты, но совсем без отопления – вот тут может выручить спальник.

Кстати, во время нелетной погоды вылет рейсов из Дели (или Джамму) могут не отменять, и если вы пытаетесь прилететь в Шринагар, вас могут к примеру 4 дня подряд катать на самолете до Шринагара и обратно, в надежде на «окно» для посадки.

В зоне прилета аэропорта Шринагара что-то поесть или купить нереально, по крайней мере мы не смогли (а в зону вылета пускают только по билетам). Всем этим занимались уже по дороге на Гульмарг.

От аэропорта до Гульмарга лучше всего ехать не припейд такси. Навряд ли вы сможете что-то сэкономить, торгуясь на улице. Нам джипы до Гульмарга обошлись по 1200 рупий. Ехали около 2 часов.
Фишка в том, что в джип «Тата Сумо» в принципе влезает штатно до 9 пассажиров, но на припейде может быть ограничение на количество пассажиров - как в аэропорту Дели. Мы этого не знаем.
Еще важный момент - цепи для прохождения заснеженного серпантина Танмарг-Гульмарг есть только у местных машин, поэтому не исключено, что в Танмарге придется пересаживаться и платить новой машине (примерно 600 во время снегопада). По этой же причине лучше озаботиться тем, чтобы вам дали джипы, а не микро-микро-автобусики «Тата».
Обратно договариваться с машиной будете самостоятельно или через отель / местных приятелей. Цена скорее всего будет примерно такой же. Мы ехали в Шринагар в джипе впятером.

Когда идут снегопады, серпантин Танмарг-Гульмарг постоянно заваливает. Это не лавины, а маленькие обвальчики, но людьми разгребаются долго. В Танмарге есть соответствующая техника, которая в таких ситуациях проходит весь серпантин со скоростью, зависящей от мощности завалов. Один раз, например, расчистили только к 14 часам.
Сами обвальчики для движущихся машин не опасны – максимум слегка присыпет.

В принципе, в случае спешки местные предлагают услуги портеров, но во-первых 10 км серпантина – это много, а во-вторых если обвальчик накроет человека, то это уже совсем другая история.

Аэропорт Шринагара открывается в 9 утра. С этого момента на въезде образуется длинная очередь из машин – на досмотр. Вероятно ближе к полудню очередь уменьшается.

В самом Гульмарге, по пути к подъемнику, машины пару раз остановят какие-то люди с заявлениями типа «дальше проехать нельзя». Одно такое место действительно есть – там стоит шлагбаум, дежурят военные и висят таблички о том, что любому транспорту дальше проезд закрыт. Остальные претензии – просто с голодухи. Все эти места проезжаются при помощи небольших сумм денег.

Из Шринагара в Гульмарг должен ходить рейсовый автобус, отправляющийся с остановки у «tourist perception centre» в центре. Отправление по расписанию в 9 утра. Цена 160 рупий.
Так же должны быть частные автобусы по 70 рупий до Танмарга, отправляющиеся с «западной автобусной станции» - в километре от центра.
Возможно, из Танмарга в Гульмарг поднимаются еще какие-то автобусы – на серпантине мы видели много всякого транспорта.

Гульмарг. Ситуация.

С военными ситуация, как и в остальном Кашмире – спокойная. Их очень много, они вооружены, но очень спокойны и пассивны. Если вдруг Паки не перейдут границу, или не будет опять терактов, и если не докапываться к людям с автоматами по-москальски, то ничего плохого не будет. Учитывая текущую ситуацию с ядерным вооружением, границу вряд ли кто-то будет переходить, а вот теракты в 2007 году уже были…

Количество русских в Гульмарге растет с каждым годом. На этом новом году (07/08) было где-то 150-200 человек. Сейчас уже подтянулись американский и немецкий туроператоры, но их, в отличие от русских, пугает фиговая ситуация со спасателями и лавинщиками, а так же военная обстановка. Но они уже вовсю присматриваются и видимо дальше начнут возить свои группы. К тому же, они могут ускорить процесс решения имеющихся проблем.
При нас прошла встреча турагентов и руководства курорта – обсуждали имеющиеся сложности. В основном конечно лавинщиков и спасателей. Особенно в свете того, что в прошлом году лавина убила человека.

Спасатели/лавинщики есть - это американцы, постоянно живущие в Гульмарге зимой. Но они пока не утрясли свои отношения с курортом. В частности на митинге с турагентами они заявили, что им нужно по 250 (кажется) батареек для биперов в год, и что без их поставок они работать не будут. А если батарейки будут, то им нужно еще 2 дня на check-in склона. А после чекина... И далее в том же духе.
При этом все хорошо понимают, что при действующей лавинной службе верхняя очередь не будет работать четверть всего времени, а без лавинной службы – половину. Но курорт пока не вполне усвоил, что чтобы все фунициклировало, нужно двигать задницу.

Кстати, единственный метод связи со спасателями на данный момент - мобила, ну или личная явка. Про частоту рации америкосы никак не врубятся, что это прогрессивно - у них это не принято. Это тоже тема, планомерно, но пока безуспешно вдалбливаемая им нашими турагентами.

Зимой в Гульмарг приезжает много индусов с юга и почему-то китайцев, которые никогда не видели снега. Их одевают в нелепые одежды и резиновые сапоги, и они с удовольствием копошатся в снегу и катаются на дебильных деревянных санках (по дорогам за веревочку) на радость тянущим их хозяевам. У катящихся на дебильных деревянных санках всегда такое безрадостное выражение лица, что это наводит на мысли о каком-то то ли религиозном, то ли социальном подтексте сего действа. Что-то сродни нашему обряду нанимать на свадьбу на пару часов лимузин. Такой же символ более высокого, недосягаемого положения, которым можно временно попользоваться.

Также в Гульмарге помимо русских, индусов и китайцев встречаются всякие разнонациональные безбашенные люди-путешественники. При нас там были: австралиец, живущий в Гульмарге уже 2 месяца, ново-зелландец (не помню что с ним, но тоже совершенно оторванный), австрияк, полгода катающийся по Индии на мотоцикле и т.д.
Была еще группа каких-то германцев и пара испанцев, но я их всех видел мельком на праздновании НГ в одном из отелей и сущности их не узнал.

Но в целом в Гульмарге на НГ явное засилье русских и индусы это очень хорошо понимают. Несколько раз слышал реплики типа «мы – русский курорт». В Хиллтопе в какой-то момент стали ставить русскую музыку. Индусы живо интересуются русскими словами, причем запоминают их моментально. Самыми популярными среди гидов стали почему-то «попиздовали» и «пешком», а «пешком» им настолько понравилось, что вскоре они стали использовать его просто как универсальный возглас. Русские имена тоже запоминают налету – очень скоро вас по имени будут называть на улице люди, лица которых вы помните очень смутно, а то и вообще не помните. Причем каждый второй после общения с вами будет заявлять, что у него теперь есть друг в России.

После 10 января ситуация немного изменилась – русских поубавилось. В очереди на верхнюю очередь подъёмника русских было процентов 10, остальные - иностранцы.

0

2

(Часть вторая)

Гульмарг. Жилье.

Жилья в Гульмарге навалом. Даже на НГ его было с избытком.
Бронировать жилье из России есть смысл ТОЛЬКО если ехать на НГ в какой-то определенный отель из старейших, т.к. при бронировании вы соглашаетесь с поставленной ценой без торга. На НГ Hilltop и Pine Palace были переполнены, но в других отелях, особенно в новых, мест было навалом все время. Сразу после НГ стало возможно поселиться в любом отеле.

Мы жили в отеле Hilltop. Есть миф, что Хиллтоп лучший, т.к. он был единственным центральноотапливаемым отелем в Гульмарге. Сейчас это не так – центральное отопление, горячая вода и электричество есть много где. У Хиллтопа, правда, за время нашего пребывания проблемы с этим всем были одними из наименьших (если повезет с номером). В невезучих номерах был постоянный колотун (когда заклеили скотчем щели в окнах, стало получше), а когда один из наших допек администрацию своими жалобами, ему в номере устроили баню. Они как-то могут управлять благами цивилизации отдельно по номерам. Иногда выдают обогреватели – электрические и газовые.

Лучший и дорожайший отель в секторе подъемника - HighLand, но от него долговато идти к гондоле.

Хиллтоп также вопреки мифу не является ближайшим к гондоле, если принять во внимание дырку в заборе от Pine Palace.

Хиллтоп просил за дабл, как и почти все, 4000. Мы отдали 2600. Соседи смогли отдать 2500.
Причем администрация слезно умоляла всем говорить, что мы живем по 3000, в чем мы их естественно уверили ;). Мы жили в НГ, так что, думаю, теоретически реально их запрессовать до 2000, а возможно и ниже. Они понимают, что русские передают информацию, поэтому, когда осознают, что вы русский, сразу уходят на ту цифру, которую в среднем выбивают из них русские.

В других отелях, в т.ч. с центральным отоплением и горячей водой, (за исключением HighLand) цены пониже и с ними поэффективнее торговаться. Известна цена 1500 на троих за номер со всеми удобствами, правда, с одной большой кроватью. Есть мнение, что реально не в НГ можно жить и вообще практически «за сколько дашь» т.к. иначе номера все равно простаивают.
В Хайленде за дабл просили 6000. Прецеденты житья там мне не известны.
Я рассматриваю только гостиницы в непосредственной близости от подъемника. Есть множество удаленных – на дальнем конце Гульмарга - что с ними не знаю.

Помимо центральноотапливаемых есть отели с печками-буржуйками и с газовыми обогревателями. Это все дешевле, на сколько – не знаю. Минус в том, что все это хозяйство должно топиться постоянно, иначе придя вечером, есть вероятность обнаружить у себя в туалете ледяную кашу, а после некоторого времени использования каша может переместится там и на пол. Теоретически можно нанять индуса, чтобы он днем подкидывал в печку дровишек, а ночью подкидывать их самим. Такие вот пирожки… с котятами.

Еще есть вариант жить в домиках на базаре и еще кое-где. Это совсем low-cost. С нас, если не ошибаюсь, хотели 600 за средних размеров комнату, застеленную коврами, с буржуйкой, где предполагалось жить вшестером на полу. Это без торга. В подобных домиках как раз и жили всякие веселые австралийцы, ново-зелландцы и иже с ними.

Электричество в Гульмарге – 220В. Розетки там всякие - местные трехфазные, европейские, приближенные к нашим. В целом проблем не было, но запросто может быть, что на комнату подходящая будет одна. Если есть рации / плееры / ноуты и т.п., полезны тройники.
Еще один момент - там бывают перепады напряжения. Я пожег зарядку от рации, ноут однако выжил. Так что еще реальная тема брать "пилоты" и предохранители к ним.
В хороших гостиницах есть генераторы и когда электричество вырубают, врубаются они. На переходе может быть скачек напряжения. Генератор дает меньшую мощность – надо проверять все ли работает. К тому же например в Хиллтопе все розетки и лампочки в номерах живут своей жизнью – что-то работает от генератора, что-то только от магистрали, что-то - как захочет. Поэтому еще нужно выяснить экспериментальным путем в какую розетку ставить зарядки, а то на утро можно остаться с незаряженой рацией или еще чем-то.

По поводу белья. Я слышал несколько раз, что там везде оно стремное и нужно спать в спальниках. Я в Хиллтопе спал на местном белье спокойно, и пользовался местными полотенцами, и считаю, что спальник – только лишнее тащить. В общем, it`s up to you.
Возможно, в каких-то гостиницах в номерах полотенец нет, но в таком случае это можно решить беседой с администрацией - там такие вещи решаются на ходу.

Гульмарг. Еда.

Еда в Гульмарге нормальная. Как везде - в гостиницах обычно получше/подороже, на базаре попроще/подешевле. Ничего принципиально опасного нет. Формула "no spicey" и в путь. Бывает, что официант не усваивает "no spicey" с первого раза – нужно убедиться, что он это услышал и понял.

По ценам - тут у каждого свой подход, как не крути. Кафешка на базаре в 2-2,5 раза дешевле ресторана Хиллтопа.

Очень много вегетарианской кухни – самый большой выбор блюд в среднем. Сильно меньший выбор блюд с курицей. Самый небольшой выбор блюд с “mutton” – это собирательное название для всего мяса, чаще это баранина.
Многие блюда большие. Некоторые нормально сожрут два мужика (разумеется еще с чем-то ;)). Есть блюда человек на 5 – какие-то гарниры. Это полезно выяснять у официанта при заказе.

То, что у них называется “tea” или «чай» - должно быть «masala tea» - один из традиционных кашмирских напитков (черный чай – это «black tea»), но на практике в Гульмарге очень сложно найти настоящий «малала ти» - обычно у них это просто чай с молоком, тоже весьма хороший. Так что настоящий «масала ти» вы там вряд ли попробуете.

Бывают блюда, не входящие в меню. Например, картошка почему-то часто не включена, хотя они могут ее приготовить.

Про алкоголь. Кашмир - мусульманский штат, а у мусульман с этим делом строго.
Пиво почти официально есть в ресторанах некоторых отелей Гульмарга, но очень дорогое – порядка 200 за бутылку. Через компетентных людей мутятся виски и ром - тоже недешево. Ром, по-видимому, можно напрямую замутить в военной части, стоящей в Гульмарге. Индийским солдатам положено по 60мл рома в день, а то они слишком мирные. Этим ромом вояки приторговывают, но известно, что при отсутствии правильного человека в части, все попытки договориться обламываются.
На базаре встречаются бутылки, видом явно косящие под пиво общеиндийского бренда «Kingfisher», но там налит какой-то компот, о чем даже честно написано на этикетке.

Гульмарг. Связь.

Нигде в Кашмире никакого роуминга ни у одного нашего оператора нет, не может быть, и в ближайшее время не будет. Не надейтесь даже.
Делийский сим-карты там тоже не работают.
Местные симки официально могут купить только резиденты, и потом они обязаны за них официально отчитываться.
В Гульмарге можно замутить местных симок через компетентных людей (возможная цена – 100 в день). Местная симка включается через 2 дня после покупки, поэтому надо либо договориться заранее, либо ждать, либо, если повезет, взять чью-то уже работающую.

Интернет есть в нескольких основных гостиницах, но дико медленный и дорогой - 100 рупий в час.

Телефонная связь, в т.ч. международная, есть в специальных ларечках, коих довольно много по Гульмаргу.

Как выяснилось, самый дешевый способ звонить – брать мобилу у какого-нибудь индуса из персонала гостиницы. Стоит это порядка 25 за минуту – дешевле, чем в ларьках, и удобнее конечно.

Гульмарг. Инфраструктура.

Почти в километре хода от гондолы к дальнему выезду из Гульмарга есть базарчик. Там много дешевых кафешек, телефон, лавочки – можно купить еду, какие-то хозяйственные вещи, какие-то сувениры.
Там же есть банкомат. Народ, снимавший там рупии, говорил, что курс похоже нормальный, НО ПОДТВЕРЖДЕНИЯ ЭТОМУ НЕТ.

Какую-то мелочь продают на улице перед нижней станцией гондолы.

В гостиницах встречаются бани (известны 3 попытки замутить баню в Хиллтопе – все неудачные), кальянные (например в Альпинридже), тренажерные залы (их никто не видел и их сущность сомнительна).

Есть учреждение и пара будочек «tourist assistance» (или типа того), но мы в них ни разу активности не видели.
Есть пара “police station” тоже не вполне ясной функциональности.

Есть прокат снаряжения. В основном лыжничьи причиндалы. Известен случай, когда в прокате был взят бипер – не знаем сколько их там.
Там же есть мастерская. Пока не было снега, мы с моим приятелем Михой занимались трешем – скатывались по всему, что наклонено, невзирая на качество покрытия. Потом повалил снег и мы, быстренько смекнув что будет дальше, отнесли вечером доски в мастерскую – подлатать крупные дырки и смазать. А на утро нам привез их на джипе наш гид, и мы поехали спускаться по лесу на Baba Reshi. С меня взяли 300 рупий, с Михи – 600.

Есть площадка, на которой постоянно стоит много машин – там можно договариваться с ними напрямую.

Гульмарг. Развлечения.

Централизованных развлечений в Гульмарге нет. Гостиницы изредка что-то мутят – под праздники. Русские изредка что-то мутят – от скуки. В целом нужно развлекать себя самим.

Единственное официальное развлечение Гульмарга – это покатушки на дебильных деревянных санках, причем в штатном режиме дебильные деревянные санки с вами тащит за собой на веревочке по дороге индус-хозяин. И только по-настоящему отмороженные индусы затаскивают свои дебильные деревянные санки на какие-то наклонные поверхности деревни и скатываются на них оттуда – такое безбашенное развлечении никому не предлагается – только вялое таскание по дорогам.
За несколько дней пребывания индусы крепко поддостанут вас предложениями покататься на дебильных деревянных санках – готовьтесь :).

Бывает, кто-нибудь организует автобусную экскурсию в Шринагар. Это развлечение на целый день. Но если вы приехали ради гор, если есть снег, если вас не трясет от того, что вы один день не посетили никакого торгового центра, и если вы не обожаете фотографироваться мыльницей на фоне «исторических достопримечательностей», сделанных из бетона и сетки-рабицы (там конкретно этого нет – это просто образ из Петергофа), то делать вам там решительно нечего!

Если есть лавинные датчики, можно провести с ними занятия – как раз на пару-тройку вечеров развлечение…

(и наконец)
Гульмарг. Каталово.

Информацию про наличие снега в Гульмарге из других мест по обычным каналам получить невозможно. Метеосводки особо ничего не скажут, а все индусы, которых вы спросите в Дели или Шринагаре, будут дружно отвечать, что снег есть и все ништяк независимо от реальной ситуации. Подозреваю, что звонок в Гульмарг даст такой же результат.

Кататься в Гульмарге можно:
1) с подъемника, называемого «гондола» (считается, что это единственный в мире подъемник на высоту более 4000 метров);
2) на учебных склонах с бугелями, коих в деревне можно сказать 3;
3) по лесу вниз, спускаясь в деревни Tanmarg, Baba Reshi или Trank;
4) забираясь на хребет, ограничивающий Гульмарг орографически справа, и скатываясь с него в Гульмарг же.

Гондола состоит из 2 очередей. Нижняя очередь стоит 100 рупий, верхняя - 250 за подъем вверх. Спуски на гондоле стоят столько же, сколько подъемы. Абонемент на верхнюю очередь стоит 1000 в день. Есть еще недельные абонементы и кажется даже абонементы на нижнюю очередь, но на них никто внимания не обращал.
Вагончики – на 6 человек, поделены пополам. Реально с лыжами или досками комфортно уезжает по 2 человека на половинку, т.е. всего 4. Очередь иногда ненадолго останавливается, но в вагончиках сидеть достаточно тепло.
При нас по началу канатку открывали около 11 утра и закрывали около 16. На митинге турагентов и курорта было высказано пожелание, чтобы она открывалась около 7 утра. Чем закончится – поглядим.
Первая очередь работает практически всегда – если есть электричество, нет никаких поломок/ремонтов и на гондоле не катают никаких местных шишек.
Со второй ситуация сложнее – если администрация считает, что кататься нельзя, очередь возможно будет работать, но на нее не будут пускать с лыжами и досками вообще – только гулять по хребту пешком. Причем «нельзя кататься» может быть как по причине снегопада и лавинной опасности, так и по причине его длительного отсутствия и малого количества снега. Так например было у нас – из Шринагара пришла директива, гласящая, что снега на второй очереди слишком мало для катания, и на верхнюю очередь пускали только налегке за 500 (за подъем и спуск).
При этом пытаться прессовать канатчиков по-москальски совершенно бестолку. Был при нас один героический паренек, требовавший администрацию – сначала его послали туда…, потом туда…, потом туда…, пока он не попустился.

«Трасс» в привычном понимании в Гульмарге нет – нет каких-то конкретных маршрутов, контролируемых спасателями, лавинщиками и, тем более, очищаемых ратраками.
Верхняя очередь – это спуски по кулуарам либо в район средней станции канатки, либо на Транк, либо к ресторану Махараджа. Либо можно упилить по хребту и спуститься вообще неизвестно куда…
Нижняя очередь – это либо спуски по 1-2 узким дорожкам под канаткой, либо спуск где-то по лесу с той или иной степенью раскатанности в разных местах.
На митинге турагентов и курорта было в т.ч. озвучено про необходимость ратрачения дорожки под первой очередью. Чем кончится - неизвестно.
Со средней станции канатки можно пешком подниматься на различные расстояния вверх или в стороны и спускаться там (особенно когда на верхнюю очередь не пускают), но делать это лучше с пониманием, т.к. выше поля средней станции располагаются кулуары второй очереди, являющиеся неплохими лавиносборниками.

Про гидов. Гида по-любому стоит брать для спусков в Бабареши, Танмарг или Транк по лесу. Даже если выучите один из маршрутов, коих много, гид обеспечивает подбор на дороге джипом, без него это сложный момент. Опять же, на гида, едущего впереди, удобно возложить необходимость общения с изредка встречающимися снежными барсами и т.п. Прецеденты известны.
Если долго не было снега, и начались снегопады, спуск на Бабареши становится возможным раньше, чем спуск на Танмарг, но он не такой приятный – там более грязный лес. Но вообще, лес в Гульмарге прекрасен – широко стоящие деревья, без подлеска, есть разные варианты уклона, есть стеночки. Наличествуют маленькие кустики и камни, которые быстро перекрывает снегом в снегопады.
Спуск на Транк начинается со средней станции гондолы. После спуска нужно ещё минут 50 выбираться до дороги. Транк - это ближайший сосед Танмарга, поэтому многие называют это спуском в Танмарг.

Если есть желание полазить на ближний хребет, тоже имеет смысл взять гида – он покажет нормальный подъем на «Monkey hill» (место на хребте) и нормальные спуски. Без него их можно искать долго.
По следам ходить, как и везде, опасно – мы с Михой к примеру наделали в лесу нижней очереди много следов где ни попадя ;).
На очередях гиды тоже могут кое-что показать, особенно на нижней.

Проблема Гульмарга в том, что у кого есть лыжи - тот и гид, даже если ни стоял на них ни разу, поэтому гида нужно брать при четком понимании кто он, оптимально - по рекомендациям. Русские хороших гидов передают из рук в руки - спросите на месте у тех, кто уже давно в Гульмарге.

Про лавины. Лавины в Гульмарге есть. Не смотря на то, что "это Гималаи", лавины там не гималайских масштабов, но они есть и от них можно погибнуть. И не только как в прошлом году, когда француз умер оттого, что его лавиной сбросило со скальной стенки.
Даже снежного обвальчика в лесу ниже Гульмарга при некотором стечении обстоятельств может хватить, чтобы полностью блокировать взрослого человека.
Это повод задуматься о соответствующем снаряжении, особенно если учесть тамошнюю ситуацию со спасателями.

Индия. Общие моменты.

Когда мы собирались ехать, многие, бывавшие в Индии, говорили мне: «там все зависит от твоей кармы». Действительно - там все зависит от вашей кармы. Если у вас хорошая карма, вы уедете, улетите, попадете куда надо и когда надо, и все у вас будет. Если плохая – вам не поможет ничто.
В Индии быть заранее уверенным ни в чем нельзя. Поэтому, например, рекомендуется никогда не планировать пересадки впритык по времени.

У нас было понятие «кашмирское время» (на самом деле оно такое не только в Кашмире) – это когда вам говорят «через час», а на самом деле это может означать «через 3 часа», «через 2 дня», а может и «через 10 минут». И это не потому что там какие-то форс-мажорные обстоятельства, и не потому, что лично вас надувают, и не потому, что вам попался индус-распиздяй – просто они так действительно живут.
Внутренние, да и международные авиарейсы прекрасно могут тормознуть с вылетом на часик совершенно без видимых причин.

В Индии надо ко всему относиться по возможности расслабленно. Напряжение ни к чему положительному не приведет.
Сами индусы весьма расслаблены по жизни. Агрессии крайне мало. Навряд ли кто-то попытается вас побить или применить силу. В мирное время они очень мирные, правда в немирное на них лучше не натыкаться.
У индусов довольно распространено воровство и мошенничество.
За карманами надо приглядывать и ничего ценного без присмотра особо не оставлять.
Помимо заламывания исходной цены до торга, при любых финальных расчетах вам могут попытаться насчитать лишнего, или «не заметить» пары бумажек при пересчитывании больших сумм. Однако если вы вовремя заметили это и указали им, они безоговорочно уступают без качания прав, как это делалось бы у нас.

При этом принято практически всем давать чаевые. Таксисты в Дели будут долго печально на вас смотреть после высадки (в т.ч. припейд таксисты). Если вы дадите им только 10 рупий, они продолжат на вас долго печально смотреть…
Практически всегда индусы покажут вам, что ждут чаевых. Некоторые даже заявят это открытым текстом. Как-то раз мы с негодованием поймали официанта в ресторане Хиллтопа за попыткой вписать нам в счет лишнего, он согласился, но потом спросил у нас, не дадим ли мы ему чаевых…

В сети встречается много текстов про то, как надо вести себя в Индии. Я проштудировал их и выписки взял с собой, намереваясь вести себя так, как там принято. В процессе выяснилось, что большая часть этих правил – фигня. Вероятно, они действуют среди ортодоксальных индусов, но простые люди на улицах, с которыми вам и предстоит общаться, плевать на них хотели. К таким правилам относятся например: запрет на прикосновение к голове индуса (неоднократно видели как они сами касаются голов индусов и иностранцев), запрет на показывание пальцем (такая же ситуация), утверждение, что повышать голос в разговоре нельзя, иначе индусы будут тебя просто игнорировать (перепалки между хозяевами дебильных деревянных санок быстро развеяли этот миф), утверждение, что направлять ступни ног при разговоре на собеседника крайне неуважительно (я попросил разъяснить мне корни этой традиции директора Кашмир Алпайна, и он смеясь ответил, что все это чепуха).

Добавлю к сказанному слова Великого-и-Могучего А.Кротова о том, что основным снаряжением вольного путешественника является субстанция серого цвета, весом около 1,5 килограмм, находящаяся обычно в черепной коробке.

0

3

Приложение 1. Цены и информация для последователей.
Авиаперелет Москва-Дели-Москва: Туркменские авиалинии. 14500 руб. Минус: длительное ожидание в Ташкенте. Другие варианты в туже цену примерно: SwissAir (через Цюрих), Аэросвит(через Киев), спецакции Аэрофлота.
Авиаперелет Дели-Шринагар-Дели: SpiceJet. В нашем случае билеты стоили 80 (туда) и 60(обратно) уе. Цена сильно зависит от срок, за который они приобретаются. Также в шринагар летаю go, kingfisher, airindia и другие.
Полезная ссылка http://www.indostan.ru/bilet/.
Курс рупии: 1 доллар — 38-39 рупий.
Трансфер: Шринагар-Гульмарг. 1500-2000 рупий джип.
Жилье: Отель Гранд Мумтаз-1500 руп 2х местный номер, 1800 рупий-сьют с экстрабэд. Еще дешевле можно жить в Сахаре. Примерно 1200 рупий за троих и дешевле. Разница основная: Мумтаз — отель с центральным отоплением, в Сахаре в номерах стоят печки. Под утро прохладно весьма говорят). Да, и минус мумтаза — дорогой ресторан. Еще вариант, отель Пейн Пелас — цены на уровене мумтаза или дороже немного.
Аттеншен! Отель Хиллтоп крайне не рекомендуется для проживание, дорого и плохо.
Еда: 350-500 рупий в день. Лучшее кафе — Бакши. Однозначно. Неплохо — Сахара, Пайн.
Подъемник: 100 рупий первая очередь, 250 вторая. Итого 350. Есть дневной скипасс — не помню сколько стоит, но выкатать его вроде сложно.
Гиды: 1600 рупий с группы за день максимум. Вроде есть люди, которые хотят 2000, пусть хотят). Про гидов вообще — на самом деле это не гиды, а проводники. Стоит быть готовым что оба так называмых гида свалят вниз, замыкающего из своей группы выберите заранее поэтому. Лучший гид считается Билла. Его можно найти в Бакши и на канатке естественно. Сайт wwwhimalayanpowderdreams.com. Кстати, там всякая информация полезная есть. Контакты его тоже есть, обращайтесь.
Джип-скиинг): Два основных варианта катания вдоль серпантина — спуски Бабареши и Танмарг. Танмарг имеется здесь ввиду не досамого низа, а направление, они более пологие, зато джип едет до них быстро. За день реально сделать 4-5 спусков. Например 2 Танмарг и 3 Бабареши. Может и 6 можно). Денег могут просить много, торговаться. Актуальные цены 400-600 за подъем (По идее 400 Танмарг, 600 Бабареши-но можно и дешевле бабареши сторговать), или 2500 в день за машину.
Развлечения: мера «развлечений» «тола» - это 10 грамм гашиша). Беспонтовый стоит (за толу) 200-300 рупий, хороший около 800. Есть проблемы с зажигалками правда).
Связь: Роуминг в Кашмире запрещен. Звонить можно: в пунктах с надписью STD.ISD.PCO, брать сотовый у персонала в гостиницах (25 рупий минута) и можно подключится в Танмарге. Для подключения понадобится письменное поручительство хозяина отеля, активация идет 3 суток. В общем непросто.
Интернет нестабилен, но в целом есть в Хиллтопе, Пайн Пэласе и в ски шопе.

0

4

Немного фоток из 6,5гб - http://zhgut.livejournal.com/114563.html

Гульмарг. Крохотная деревушка в штате Джамму и Кашмир, близко к границе с Пакистаном.
Отличительные особенности штата: ислам, автоматчики через каждые 100-200 метров. Ещё не так давно сепаратистский штат был центром местной военной напряжённости, что и распугало цивилизованное турьё от прекрасных фрирайдовых мест.
В Гульмарге остались только самые отмороженные европейцы (типа того англичанина, который живёт там уже 4-й месяц, ходит как местный в накидке-хламиде (600 рупий, если что)) или настоящие "aussie" - австралийцы (Фредди, тусует в Бакши, устраивает там пати и привозит пиво!! Kingfisher). Ну и русские, конечно же!

Вечер 14-го. Адские пробки по городу-герою. Тащимся в Шеремягу и несмотря на более чем 2-хчасовой запас - опаздываем. Ничего, главное, какая у тебя карма... в аэропорт прибыли вовремя, выгрузились: я и Серёга-лыжник (экс-спасатель из Перми).
Стоим в очереди на регистрацию. Варико подтянулась, сразу выцепили её из толпы - наш человек. Народ пялится на чехлы.
Дюфри-полёт-кино-сон-Дели.
(да, билеты - Air India / Aeroflot).
В регистрационных карточках пишите что хотите, никто не смотрит. Ну только чтоб на правду было похоже.

Дели. Тепло, пыльно, ночь. Разница во времени +2:30 к московскому.
Местные тут же облепляют на тему такси... меняем деньги. Курс - 38,6-38,9 за доллар. В грабительских вариантах - 36 рупий за одного вошингтона. Чем больше сумма к обмену - тем лучше курс. А вообще - договаривайтесь о ЛЮБОЙ цене на всё. Торгуйтесь беспощадно, доводите до слёз и т.д. - здесь так принято. Впрочем, если хотите переплачивать - дело ваше.
По всему городу пахнет дымом. Во всех крупных городах висит непроходящий смог. Толпы нищих. Ну капитализм, фигли.
Из International terminal перемещаемся в Domestic. Там же покупаем билеты на всю ораву. Там же встречаем 2- парняг, объездивших Джайпур, Агру и другие окрестности Жмеринки.

На внутренних линиях в Индии работает туча компаний:
GoAir, IndiGo, SpiceJet, Deccan, Kingfisher и т.д.

Деккан - самая дешёвая. Билеты практически всегда раскуплены заранее. При этом их МОЖНО бронировать из Москвы, есть прецеденты. Кингфишер - самая дорогая. Средняя цена билета: 70-90 долларов в один конец (Дели-Шринагар, Дели-Гоа и т.д.).
Доместик терминал - это такой автовокзал где-нибудь на юге России.
Кстати, если кто считает, что в России грязно - ему стоит слетать в Индию. Родина покажется раем через час пребывания в районе Кароль Багх.
Регистрация без проблем (только прячьте всё бухло в чехлы!). Из-за адской спешки мы этого не сделали...
Печально провожал взглядом Димон ящичек любовно закупленного ещё в Москве Амстела. Виски, коньяк - всё осталось индусам в погонах.
Забегая вперёд скажу, что Полина, наш ангел-хранитель, таки спасла благословенные литры. На обратном пути, по дороге в Гоа, вызволили из плена и Амстел и виски и коньяк. Повторюсь, "это Индия" - договариваться надо обо всём. Ну и первое правило Глеба Жеглова: разговаривая с людьми - улыбайся!

В Индии досмотр багажа и прочие процедуры безопасности - не пустой звук и формальность.
В нашем случае не было идентификации багажа в аэропорту, но при посадке в Джамму по салону прошли сотрудники службы безопасности - и тут главное не проспать и сознаться, чей багаж - иначе он останется, а вы полетите дальше.
ещё одна фишка - бирки на ручную кладь. Не забывайте их брать и ставить штамп у сотрудников. Иначе не пропустят. И это тот случай, когда договориться не получится.
Ещё одна особенность (это как в Малайзии) - не заигрывайте с индийскими девушками, в военной форме или ещё в чём - неважно. И не вздумайте их потрогать. Будете объясняться со кем-то старшим, многозвёздным и важным. У нас такой опыт был в Гоа. Могут сильно нагнуть!

О камере хранения, расценках на такси и т.д. - в методических указаниях.

Летим в Шринагар (часа полтора). По дороге садимся в Джамму. Luggage identification - не проспать.

Шринагар.
Как только вышли из аэропорта - дикий рёв и свист - прямо над головами пронеслись 2 МиГ-21. Куча военных с АКМС и полуавтоматическими винтовками местной конструкции. Военных много и их надо слушаться по возможности беспрекословно. Если от полиции можно уехать без остановки и т.д. - вояки выстрелят и не задумаются.
В Гульмарге у них можно покупать крепкий алкоголь местного разлива. Виски и ром приличные, ничего не скажу дурного.
Берём джипы. Ни в коем случае не микроавтобусы, их придётся толкать. Добираемся до Тангмарга. Кругом нищета и жесть. Прямо при нас рубят курицам головы и обдирают барана.
И над всем этим парят десятки орланов. Хищных птиц очень много. Коровы, обезьяны и прочая живность - тоже в ассортименте. Всё серое и грязное. Собаки и кошки худые.
Кашмир - один из самых строгих штатов на тему говядины (привет, чуваки из Иркутска, выбросившие банку из-под говяжьей тушёнки в мусорное ведро!)
В Тангмарге пересаживаемся на машины с цепями (TATA! другое не берите. печки нет, но толкать не придётся). Появление белых - на местных производит магическое действие, сбегаются отовсюду, мигом образуется толпа. Кричат, что-то говорят.

Первая нетленка от Димона. Кругом галдят кашмирцы, выделяется один впереди всех. Кто-то неуверенно задаёт вопрос в никуда:
- А что он говорит-то?
- Я - Снуп Догг - без промедления выдаёт Димон. Коллективная истерика.

(Черти из Петербурга играли с ними в магический луч - все одновременно смотрели на одну "жертву" - эффект опустошающий))))
Среди снежных завалов по дороге вверх, среди огромных елей - вырастает Гульмарг.

Гульмарг. Садится солнце. Все весёлые и подогретые. Диман и Серёга, боинговские авиаинженеры не подкачали - у них оказалась выпивка: олд монк, текила и много другого вкусного.
МЕСТ НЕТ! 5-е национальные зимние игры. Я вам доложу - смешнее индусов играющих в хоккей - не видел ничего! Вбрасывание происходит даже без игроков, вратари стоят на коленях, без коньков и т.д. Сама площадка - яма глубиной метров пять в снегу. Внутри неё - прямоугольный каток.
Устроились в Загире (Zahgeer). Далековато от подъёмника, но всё лучше, чем спать в спортзале, да, Лёша?)))) Особенно, когда макаки в пять утра начинают долбить по крыше)))

В Загире есть горячая вода, свет и тепло. Выбирайте любые два удовольствия! А, ещё фирменные стеклопакеты. Это либо стекло с натянутым полиэтиленом, либо просто пакет вместо стекла.

Вторая кора: шастаем по номерам "в гости". К Олегу (крепкому орловскому мужику) набилась толпа, уселись на кровать. Олег:
- Куда на бельё расселись! Штаны испачкаете!

Я предпочитал спать в одежде. Есть свидетельница))

Это Индия - запомните эти слова! Здесь возможно всё. Любой форс-мажор и любое прекрасное его завершение.
С фотоаппаратами в Шринагаре такая история. Выгружайте из них батарейки и карты памяти заранее. А то могут отнять. Но дальше - потребуют вставить их на место, чтобы проверить, от вашего ли фотика девайсы (и не шпион ли ты, сцуко;)).

Фотографироваться с военными можно, но только не в аэропорту и не на фоне радаров и прочей лабуды. В общем, мирные они и доброжелательные парни.
Деньги в Шринагаре можно поменять в неофициальном обменнике. Кидалова не замечено, курс 39!

Поесть в аэропорту Шринагара нереально. Только попить кофе из автомата (15 руп.)

Про цены на подъёмники всё уже сказано: 100 рупий первая очередь, 250 - вторая. И поверьте, вторая стоит своих денег до копейки!
У нас вторая работала всю неделю без перебоев. Это был ни с чем не сравнимый кайф. В самом левом кулуаре - повезло оставить первые 2 следа. За день - всё раскатали в хлам, приходилось уходить далеко.
на Конгдоори работает 1 ратрак. Кажется, лучше бы он вообще стоял на месте. Обслуживается только 1 трасса. Ну, типа трасса)) Никому, кроме местных, трасса неинтересна.

Лавины. Они есть. И есть немало. Катая влево, в сторону поля, пересекли штуки 4 свежесошедших немаленьких лавины. Комья снега метров на 400-500 вниз. "Ski at your own risk".
Посему: катайтесь в группе, используйте рации. Ну и снаряга соответствующая по возможности.

Мне повезло увидеть снежного барса. Фотоаппарата с собой не было. И скажу честно, даже если бы был - я бы не стал там задерживаться. Серая морда метрах в ста, рык - свалил я оттуда как полоумный в общем. Следов крупных представителей семейства кошачьих - вообще по округе хватает.
Нашёл я этого котейку, уходя сильно влево со второй очереди и сваливаясь через лес в Гульмарг.

Катание на крыше - это местный ништячок для тех, кто понимает. Я по возможности катался на крыше.
На пати в Пайн и Бакши - на крыше ездили все, кому не лень.
Индусы знают русский мат, не удивляйтесь особенно.

Пиво. Оно там под запретом. Поэтому его можно купить в любом отеле за 200 рупий (для сравнения, даже в Гоа - 50 максимум). Торга не будет, 200 - это минимум. Открывать бутылки с осторожностью - поливаются не хуже шампанского (растряхивает по серпантину, пока везут в Гульмарг).

Спасатели и лавинщики есть - это канадцы и американцы. Энтузиасты в общем.

Саночники. Молящими голосами просят 100 рупий за то, что подвезут борды и лыжи в отель. Я не пользовался. Тут же скидывают цену до 50, 40, 30 рупий - если разворачиваешься и уходишь.

Еда в Гульмарге - это курица. Курица разная. В специях и в другиях специях. Один раз нашли на пороге отеля куриные лапы... ну что ж, значит, нас ждали к ужину... На кухню лучше не заходить, скажу честно! спокойнее кушается.
В Роял Парке кормят очень прилично и освоили russian recipe - варёная курица без специй и картошка. Картошка дорогая и не очень вкусная. Но и она кажется раем.

От себя добавлю - берите блюда китайской кухни. Они готовят обалденную лапшу! Но острая, да.

Русских в Гульмарге много. Кашмирцы себя индусами называть не любят, кстати. считают, что они лучше (и это правда). На рынке в Тангмарге можно купить много фруктов и прочих ништяков (типа Thums up! - "Байкал" от кока-колы в индийском варианте).
Самые популярные русские слова: "пешком-пешком" и "поп...здовали". Есть ещё вариант good price - pi...dato!

Для жилья рекомендую отель Grand Mumtaz - самое новое и приличное заведение. К подъёмнику близко.

Жить как новозеландцы - в номере с буржуйкой на полу в спальниках - не рекомендую. Дизельное топливо, которым топят эти печки, воняет. Всех экономов можно отличить по запаху.

Напряжение в сети может быть разным. Но 220 - никогда. Учитывайте, что рации будут заряжаться не на полную.

Чай и кофе - по умолчанию с молоком.
Хлеб - паршивый. Заказывайте roti - рути, это лепёшки из тандура. tandoori - Это блюда из печи. Как в Средней Азии - тандыр. Chicken masala tikka - к примеру - это жареные кусочки курицы в куче специй. Есть ещё nan - тоже лепёшка. Самая грамотная - с чесноком, garlic nan.

Сотовая связь. Мутите симку у местного. 7-9 рупий за минуту разговора с Москвой. Но связь работает паршиво. Симку при отъезде надо вернуть!

Катание: 2 очереди. на свой страх и риск. так что стоит быть благоразумными. но это лучшее катание из того, что у меня лично было. по нетронутому снегу, в офигительных кулуарах - башню срывает.

Ну вот как-то так. Если что забыл - допишу.

UPD:
Я - убеждённый противник наркоты, но вопросы у народа есть.
В Индии (в Гималаях и Гоа) дури хватает на всех. "Hasish, marijuana, koks" - именно в такой последовательности вам предложат заторчать. Если и этого вам мало - герыч раздобудут и привезут. Собственно, как и русских проституток. (объявления в газете есть, да и лично встречал этих кросодог).
После встречи с реально агрессивными обкуренными индусами (глазки в точку-кучку и тупая бычка без повода) - лишний раз убедился, что не бывает "лёгких" наркотиков. Наркота есть наркота. Драки с этими чуваками не случилось ввиду 2-х трещин в правой руке - наваляли бы они мне без вопросов при таком раскладе. Посему просто развернулся и уехал, незачем портить карму.

Помимо прочего, добавлю следующее: всё-таки в Индии за это дают 10 лет. Да, конечно, откупиться можно - но полиция/военные реально будут настроены забрать ВСЮ наличность, что у вас есть. В Гоа, конечно, проще, но и там есть прецеденты с подбрасыванием "вещдоков". И не стоит ездить в другой штат "заряженным" - и в Махараштре и в Карнатаке на это не смотрят сквозь пальцы. Собственно и в Гоа всё ужесточили (и по делу, кстати, трупов на дороге по обкурке - более чем достаточно) - прикрыли все open-air, большинство клубов и т.д. Так что дилеры шифруются. На въезде в Панаджи своими глазами видел, как вязали каких-то европейцев с наркотой на руках. 10 лет - или откуп - на личное усмотрение каждого.

Общение с местными. В большинстве своём они доброжелательные - с радостью расскажут и покажут куда идти и что делать. Да вот одна особенность - каждый покажет в разную сторону. Если хотите добиться чего-то от индуса - объясняйте в деталях, переспрашивайте, понял ли он вас и т.д.

Снова про катание:
Первая очередь открывалась в районе 9 утра. Чёткого времени нет. Вторая - в 11:00-13:00 - тоже на усмотрение местных богов.
С первой очереди надо уходить по возможности как можно дальше влево - и сваливаться в интересный лесок. Можно покататься под мачтами подъёмника, что мы и делали в первый день с кучей уборок, хождением пешком - но всё равно забой - снега горы, дичайшие уборки проходили без последствий.

Когда натянуло туман, а он в этом лесу плотный, густой и появляется буквально за секунды - все ломанули вниз на подъёмнике и только некоторые: Олег, Варико, какой-то амер, у которого был последний день (и он так и не покатал со второй очереди за 2 недели!) Серёга и ещё десятка полтора человек съехали сами. Ощущения аховые. Но реально опасно! Лучше съезжать медленно и без риска. Прыжок в лесу для меня закончился неожиданно выросшей впереди елью и жесточайшей уборкой. Карма хорошая - дальше катался без жести, но и без ужимок и прыжков.
Очнулся под елью, засыпанный снегом (всё с веток ухнуло вниз). Откопался. Минут 20 пытался выстегнуться. Кричать бесполезно, яма, ветки, далеко до трасс, туман. Рация не отвечала. Выстегнулся, выполз, отдохнул, нашёл маску метрах в пяти. Вытащил доску. Рука и нога болят. Встегнулся, проехал метров 300, упал, догадался, что дальше ехать не смогу. Доску в левую - и пошкандыбал в направлении подъёмника.
Медицина в Гульмарге есть, но очень непредсказуемая и дорогая.
Местный кореш - Фахим, отсыпал таблеток, дал местную мазь.
Синяк на ноге - как будто на родео бык поддел рогом - на всё бедро. Рука не гнётся.
Так и докатался. Вольтарен на ногу, Финалгон на руку, местные мази, массаж руки, солевая ванночка, эластичный бинт - и вперёд, утром почти как новый. Только немного б/у.
Все медикаменты привозятся из Шринагара, так что берегите себя, если что. Или тащите с собой аптечку. У меня была минимальная.

Ещё один местный заправила - Шабир. Через него делаются симки.

Скипасс. Вещь абсолютно бессмысленная. Вероятность того, что этот кусок картона придётся просто выбросить - весьма высока, канатка работает непредсказуемо. Так что покупайте подъёмы, благо очередей там нет. И козлов, лезущих вперёд всех - тоже.

А ещё - не подавайте местным нищим! Эта инициатива быстро наказуема в виде толп, бегущих к вам с протянутой лапой, детьми, ранами и т.д.

Снова о компании.
Народ оказался забойный.
Володья-Володья. "Белое божество". К нему Индия оказалась строже всех. Первым приказал долго жить новенький ноутбук, полетела Виста. Следом отправилась сломанная лыжа. Кто-то скоммуниздил заодно и палки. Надо отдать должное Володье - принял он всё это стоически. И дальше стал завзятым инди.
Варико - рыжая бестия)) По ней будет скучать половина Гульмарга и романтически настроенный швед. Спасибо за лекции о катании в группе))
Олег - гроза крутых поворотов.
"Боинги" - Диман и Серёга.
Серёга-лыжник - "давай, телевидение!"
Димон - пивной демон.
всегда ВаШ.
И Полинка - радетельница и благодетельница. Без неё - жить бы нам на морозе в хлеву.

День первый, солнечный.
Добрались в Гульмарг. Снег тает. С ним тает наш энтузиазм. Липкий, тяжёлый. Да, много, но тает, тает, зараза. Пока разобрались с жильём - стемнело. Отправились поесть в Бакши (примерно посредине Гульмарга). Во всей Индии полным-полно вегетарианской еды (pure Veg.) Зелёный шарик в квадратике - вегетарианское. Красный - Non Veg. Пока всем нравится местная кухня, очень колоритная. "Ммм, остренько, хорошо бы сейчас пивка..."
Спать. Холодно. Посреди ночи выключили электричество - в номерах дубак. Тем, у кого стеклопакеты - совсем весело.
В ванной комнате - того круче - лёд. Паста и шампунь густеют.

День второй. Пасмурный.
Прямо с утра ломанулись катадзе. Скакали под канаткой, катали по лесу. Вторая не работает, прогноз неясен. Катались по центру и левее. Огромные поля нетронутого снега. В финале, перед станцией - огромная глыба голубого льда. Откуда взялась - непонятно. Выглядит куском ледника.
Уровень катания разный, поэтому вместе держатся те, кто что-то умеет.
Вообще в Гульмарг не стоит соваться, если катаешь не уверенно. Крутые спуски, глубокий снег, камушки и пеньки под снегом, лавины - всё это может существенно подпортить впечатление. На заднем канте кататься не комильфо и ноги забиваются. Учтите это перед тем, как рваться в Индию.
А там есть места, где нужно очень хорошо уметь кататься. Я сползал на заднем: в лесу, сильный уклон (очень! сползали все, включая гида) и много ёлок. Так вот этоот гид объявил, что это - easy track.

Вечером ужинаем в Загире. Хлеб невкусный. Курица в разных реинкарнациях: масала, кисло-сладкая, в соевом соусе и т.д. Неизменно острая. Ром и текила пошли в дело. Димон скучает по ящичку Амстела. Часто спрашивает о нём, и глаза такие грустные-грустные.
Вечером некоторые накуриваются. Сидим в холле, греемся перед печкой, в виде горелки, в которую вставлен баллон газа. Пожарный инспектор окочурился бы от инфаркта_мимо_кадра, увидев такую картину в абсолютно деревянном здании.

День третий. Солнечный.
Вторая встреча с петербуржцами и петербурженками (привет вам, други!). С Лёшей едем влево от первой очереди - нештяг - лес и снег. Делаю фотки, работаю камерамэном.
13:00 - час пробил, открыта вторая очередь! В третьей кабинке набился наш народ.
Матерь родная! Что творится! Снег глубоченный, нетронутый... отдельные редкие следы расходятся вниз в разных направлениях. Поджилки трясутся от восторга, скорей, скорей встегнуться и туда, туда, вниз, где хорошо, где ветер в лицо, снежные брызги, фонтанчики из-под поворотов.
Ухаем вниз. Аааа... Скорей везите меня вверх, к табличкам: опасно, рискованно, держитесь подальше.
В самом левом кулуаре, как псих ору во всё горло, что - не помню. Выскакиваю на огромное белое поле... бог ты мой, как ты разумно всё придумал и создал!
Пять заездов сверху вниз, последний через лес, дикими тропами, чертовски устал, вывалился в районе бугеля, спустился к станции.
До Загира пешком.

День четвёртый, солнечный.
Свалились с гидом в Тангмарг. Ещё один фрирайд. С опаской смотрим на козырьки и склоны с тоннами тяжёлого снега. Мимо проносятся американцы с идеальной снарягой: легкой и полной. Это и есть лавинщики. Шоколадка в кармане весьма кстати.
По ущелью красота неописуемая. Final point - мост через речушку. Дальше "пешком-пешком, попи..довали!"

Сплю сном младенца.

Australian-party
В Пайне познакомился с 2мя американками, Джейн и Лэсси. Побарабанил с местными, зажёг им "www-Leningrad". В ночи орём "что тебе снится, крейсер Аврора" хотя поначалу все клянутся, что не знают слов.
Американки живут в Дели, работают. К ним подбивает клинья какой-то индус, впоследствии оказавшийся владельцем Пайна. Олег с ходу предлагает купить у него покосившийся барак. Маленький межнациональный конфликт улажен при посредничестве третьей стороны - меня. Клятвенно обещаю индусу и американкам вернуться и договорить про литературу и кино - уходим.

Австралиец Фредди устраивает пати в Бакши. Заколачивает какую-то деньгу, чтобы остаться в Гульмарге на подольше. По всей деревне развешаны бумажки с текстом от руки: welcome to party...
3 дня подряд к нам падают на хвост американцы: "Парни, а вы будете устраивать вечерину..." - но нам в лом, устаём.

Прибыли весёлые парни из Иркутска. Живут восьмером в конуре где-то в лабиринтах Хилтопа. В "номере" (кстати, двухуровневом... посреди комнаты огромная ступенька в полметра не пойми зачем) стоит ванна. Наискосок, посреди комнаты. Света нет. За окном - помойка с макаками. Иркутские бравые парни едят шпроты и запивают водкой. Вкус консерв спасает истосковавшиеся по, гм, нормальной пище наши желудки. Единственная банка сайры выскоблена корочкой до зеркального блеска.

На австралийской пати встречены два немца. В воздухе - плотный кумар. "Косяк воткнётся в каждый рот и нету никаких забот..." Канадец из Монреаля мечтает попасть в Россию. Под конец, после наших рассказов - все они хотят немедленно на Эльбрус или хотя бы в Кировск. Иркутск отдельным лагерем злоупотребляет за столиком с кем-то не пойми кем.
Австралийцы под конец становятся австралопитеками. Когда палуба начинает качаться под ногами - вываливаюсь оттуда и бреду в Загир. Утром все свеженькие как огурчики.

День следующий.
Валимся в Бабареши. Галиматья какая-то. Скатываться быстро, а обратно на джипе ехать долго. Поднимаемся наверх, берём толкового гида - и чешем на вторую. Снова в Тангмарг. И это был лучший спуск во всём этом угаре. Зацепили нетронутые кулуары в лучах солнца, синий снег, скорость, адские крики - Йииииихххххххха-а-а-а... Слетели вниз метеорами. Сидим, ждём отставших. Рация у Серёги приказала долго жить. Батарейка в фотоаппарате (как жаль, что камеру взял только я) - тоже.

Вечером только и разговоров, что о нереальном спуске... блаженные улыбки... сидим в Парк Ройал, ужинаем.
...

Последний день. Утром начинается снег. Потом мы узнаем, встретив иркутян в Гоа, что это снег завалил всё так, что закрыли даже первую очередь. Завалило 5-тиметровой глубины яму-каток. Завалило машины по крышу.
А мы - едем в Шринагар. Обратный досмотр гораздо строже (см. выше). НО! Замечен функционирующий Wi-Fi!!! Проверка почты с тача - есть, работает! Интернет в Гульмарге - это одна страница в час, так что не обольщайтесь!
Выворачивают рюкзаки, всё общупывают... последние 15 минут. В дымке и облаках Шринагар исчезает. С ним исчезает зима. Через 2500 км мы будем посреди лета в феврале. Но это уже совсем другая история.

Вопросы и прочее - пишите, что помню - расскажу.

0

5

и еще один отчетик
http://eshpaq.livejournal.com/132217.html

0


Вы здесь » Подготовка к походам » 2010 Гульмарг Февраль-Состоялся » Методические указания


Создать форум © iboard.ws Видеочат kdovolalmi.cz