Взято отсюда
http://alt17.livejournal.com/57822.html
За Гульмарг (1/2)
Методические указания отправляющемуся кататься в город-герой Гульмарг (шт. Кашмир, Индия) (1 часть)
Это не отчет, а просто свалка полезной информации по теме.
Все, что здесь есть либо испытано нами, либо взято из источников, внушающих доверие. Все цены только в рупиях.
Соответственно, все это может быть неполно или вовсе криво…
Совсем тайных лазеек раскрывать не буду, ибо могут прикрыться
Общие рекомендации про визы, прививки, страховки, копии паспортов, телефоны посольств и бутылки с питьевой водой я повторять не буду – об этом можно почитать везде. Напишу о том, чего не встречал в других источниках или к чему есть что добавить.
По порядку
(Часть первая)
Дели. Аэропорты.
Никаких сложностей с досмотром и контролем прилетающих как с международных, так и со внутренних линий. Как и во многих других аэропортах, багажные бирки на выходе никто не сверяет, так что полезно сразу же после выкладки на транспортерную ленту обрести весь свой багаж.
В миграционных карточках, если не знаете адреса, можно смело писать «Paharganj, "Hare Rama" guesthouse», ну или там «Gulmarg, Hilltop hotel».
«International» и «Domestic» терминалы разделяют несколько километров по прямой. Машины все ходят в объезд огромной стройки скоростной магистрали, которая когда-нибудь соединит терминалы, ну и еще что-то там.
Между терминалами курсирует бесплатный автобус – вроде бы каждый час. Когда я пришел узнавать про него в «Доместике», мне сказали, что мы должны на него записаться заранее – «за час», но потом согласились, что можно записываться и позже. Мы им так и не воспользовались, поэтому не знаю, насколько реально была необходимость в записи. Зная Индию, скорее всего нафиг она не нужна.
В «Интернешнл» вход либо по билету, либо за какую-то денежку. На входе секции вылета может образовываться большущая очередь на входной контроль, так что приезжать полезно действительно заранее. Весь багаж (перед сдачей на стойке регистрации) необходимо пропустить через отдельно стоящий пункт контроля багажа, где его обтянут специальной пластиковой лентой, свидетельствующей о досмотре.
«Доместик» состоит из 2 корпусов - в каждом свои компании. Между ними ходу с километр, и тоже что-то бесплатное ездит, но редко. Так что, когда едете в «Доместик», внимательно осведомитесь в какой вам терминал к вашей авиакомпании, и желательно у нескольких компетентных людей подряд - воизбежание.
Перемещаться из аэропорта в центр лучше всего при помощи «prepaid taxi» - стойки в аэропорту с фиксированной ценой на такси, в зависимости от расстояния. У них стоит наготове куча машинок. Платите на стойке – получаете квиток – идете к машине.
Засада в том, что к припейдам идут работать таксисты, которые практически вообще не шарят в английском (у них других вариантов нет) и вам потребуется хороший контакт, чтобы донести до них куда в точности вам надо. Еще одна неприятность – у припейдов норма – не больше 4 человек на машину, т.е. если вас 5, «берите 2 машины и точка».
Цена у припейда нормальная – без накруток, но и не самая низкая. Нам машина в центр обошлась в 250 рупий. В городе на путь обратно можно сторговаться чуть подешевле (мы ездили за 200), а можно и не сторговаться... Пытаться договориться в аэропорту с дикими таксистами сродни попытке договориться с таксистом в Шереметьево, только цена будет не в 10 раз больше разумной, а в 2.
Развлечения ради один из нас ловил в аэропорту велорикш, так вот эти парни собирались нас везти туда, куда машина стоила 250, за 60, причем чуть ли не 6 человек с барахлом на 1 рикше… В общем, отвязные ребята. Если есть лишнее время и нет лишних денег, можно с ними поэкспериментировать.
В «Доместике» на стойках ассистантов валяются халявные хорошие карты Дели – лучше, чем мы купили в городе. В «Интернешнале» тоже по идее должны валяться, но мне их там найти не удалось.
Камера хранения в аэропорту находится около (снаружи) «Интернешнла» и стоит 30 рупий/день/вещь. Работает круглосуточно. Представляет собой комнату, где накиданы вещи туристов. Одна девушка рассказывала, что когда пришла забирать свои вещи, на них спал индус.
В зале встречающих «Интернешнла» есть обменник, похоже круглосуточный. Это единственный обменник, который мы видели в ближайшей округе. Курс там чуть ниже, чем в центре. Если вы едете в центр, поменяйте там немного – на такси и расходы до того момента, когда вы попадете в обменник в центре.
По стоимости билетов в Шринагар самым дешевый оператором считается Air Deccan. Еще из дешевых – Spicejet и GoAir. Еще в Шринагаре есть стойка IndiGo, но у них в расписании сейчас рейсов нет. Также летают Kingfisher и Air India. Декан мало того, что самый дешевый, еще и самый откладываемый и даже отменяемый. Известны случаи, когда все операторы откладывали свои рейсы, а Декан отменял.
Лететь до Шринагара чуть меньше 1,5 часов. С посадкой в Джамму – подольше.
Есть противоречивые сведения о том, может ли нерезидент в аэропорту купить билет на внутренний рейс. Похоже, все-таки купить билеты в аэропорту можно.
Мы не стали это проверять и купили билеты в travel-agency в центре. Это с одной стороны удобнее, т.к. персонал смотрит сразу все варианты. Но, с другой стороны, тогда «контактной персоной» билета прописывается индус-оператор, и ему, а не вам будет сообщено в случае отмены или переноса вашего рейса и именно на его кредитку придут ваши деньги, если вы отмените свой билет, связавшись с авиакомпанией из Гульмарга, или его отменит компания, вместе со всем рейсом (так например происходит с Деканом).
Еще забавнее дела со SpiceJet – там после отмены билетов, купленных даже на собственную кредитку, деньги не возвращают, а переводят их на как бы ваш внутренний счет, и вы можете ими воспользоваться, если будете покупать билеты SpiceJet в будущем.
Если будете брать билеты напрямую, продумайте какие координаты давать в качестве контактных, чтобы вас могли по ним проинформировать.
Если вдруг из Дели вообще не будет билетов, на улице Main Bazaar на повороте к отелю Харерам сидят слева два молодых билетных барыги, у которых есть все, но дороже…
На всех внутренних рейсах в Индии действует процедура "идентификации багажа". Это добавка к стандартной последовательности - после регистрации / сдачи багажа, после личного досмотра / досмотра ручной клади, вы попадаете в зал ожидания, и оттуда вас зовут на "идентификацию багажа". Весь багаж рейса на улице раскладывают на земле (под навесиком) и каждый должен прийти и ткнуть пальцем в весь свой багаж, чтобы специально-обученный индус поставил на бирке багажа специальной ручкой специальный крестик (предварительно сверившись с багажной наклеечкой в вашем билете и чиркнув там тоже). Весь багаж без значков в самолет не попадает! Ваша задача не пропинать идентификацию, иначе полетите налегке!
На внутренних рейсах индусы легко взвешивают всю кипу багажа группы и считают общий перевес, что выгодно. Ручную кладь, как и у нас, могут взвесить, а могут забить.
Из Дели в Шринагар также можно добраться наземным транспортом с пересадкой в Джамму.
Поезд до Джамму хорошим классом стоит где-то 1500 на человека. Расписание Дели- Джамму не известно. Из Джамму в Дели поезд идет ночь - с 23 до 9 часов.
Рейсовые автобусы из Дели в Джамму отправляются каждый час с 5.15 до 23 часов и стоят 300 рупий на человека (есть только самый дешевый и некомфортабельный класс). В пути они 12 часов. Также есть более комфортабельные частные автобусы, но их расписание и стоимость не известны.
Есть также неподтвержденные слухи про прямые автобусы Дели-Шринагар.
Из Джамму в Шринагар надо ехать на машине или автобусе.
Машина стоит в районе 2000 (припейд обойдется в 2900) и идет 6-8 часов.
Рейсовый автобус стоит 215 рупий и идет 12 часов. Время его отправления из Джамму – 7.30 утра (летом - 6.30). Время отправления из Шринагара неизвестно. О наличии частных автобусов не известно.
Дорога из Джамму в Шринагар только одна, и проходит она через туннель, работающий с 9 до 18. Если идет даже небольшой снег, его закрывают до тех пор, пока не кончится снег, и не расчистят дорогу. То есть, когда идет снег, улететь из Шринагара намного проще, чем уехать.
Дели. Житье.
Если вы зависаете на ночь и более в Дели и вам нужно недорого и без особых претензий где-то упасть, езжайте на ул. Main Bazaar, район Paharganj. Там полно дешевых гестхаусов, кафешек, интернет-кафе, обменников официальных и не очень, недорогих лавок всеразличных сувениров и т.п.
Пахарганж – «центральная свалка мусора», туристический район – базар, упирающийся в вокзал. У человека, ни разу не бывавшего в Азии, вид Пахарганжа, особенно ночью, может вызвать эстетический шок - он обязательно назовет Пахарганж трущобами. Я был несколько раз в Китае и я знаю, что такое трущобы. Пахарганж – вовсе не трущобы, а просто весьма специфическое место. Вы ведь едете в Индию так или иначе за экзотикой? Вот вам безопасная экзотика в полный рост. Мейн Базар по плотности европеоидных физиономий вполне сравним с международным терминалом аэропорта Дели. Это действительно популярное среди путешественников место.
В Пахарганже достаточно много не вполне официальных и даже преступных видов деятельности. Следите за своими карманами. Прецеденты были.
Если хотите развеяться или получить представление о том, каков Дели на самом деле, пройдите или проедьте пару кварталов до центральной площади «Connaught Place».
Там же есть «Vine shopы» с соответствующим содержимым.
Считается, что менять деньги в Индии нужно в официальных обменниках, ибо там дают спецбумажки. На практике ни разу с их необходимостью мы не столкнулись. Даже при обратном обмене оставшихся рупий в официальном же обменнике. Возможно, они нужны для покупки билетов на железную дорогу.
На Мейн Базаре в неофициальном обменнике мы поменяли суммы в расчете на весь период пребывания по немного более выгодному курсу, чем в официальных обменниках там же. В неофициальных обменниках курс напрямую зависит от суммы обмена.
Комната в гестхаусе обойдется вам после торга в 25-400 рупий (мы жили за 250 на троих). Причем исходной ценой может быть названо 600-1000.
И в гестхаусах и в обменниках персоналу потребуются ксеры ваших паспортов. Ксероксы у них стоят не везде, поэтому какой-нибудь паренек со всеми вашими паспортами в руках будет отправлен в соседний квартал – к ближайшему ксероксу. Я бы настоятельно рекомендовал послать с ним своего человека. Прецеденты не известны, но все же.
В любом месте, услугами которого вы воспользовались, можно спрашивать рекомендаций относительно других видов благ. Вас отведут в дружественное хозяину место. Дороговизной рекомендованного места это не чревато, зато вы получите несколько дополнительных очков у рекомендовавшего хозяина и некий стартовый капитал у хозяина рекомендованного места. А в Индии очень многое зависит от дружественности отношений продавца и покупателя.
Пытаться уменьшить расходы на такси от центра до аэропорта путем проезда части расстояния на метро не получится – действующих веток в направлении аэропорта нет.
Шринагар.
В Кашмире вообще довольно серьезная ситуация из-за конфликта Индии с Пакистаном. Везде полно вооруженных военных. Аэропорт тоже полностью контролируется ими.
Вояки вообще пассивные и не злобные ребята и даже могут полезть дружиться (в хорошем смысле). Но в принципе, ситуацию в Кашмире контролируют они и если военные чего-то где-то захотят, будет по-ихнему. Поэтому ссориться с ними не стоит.
Обменять деньги в Шринагаре по-нормальному можно только в одном месте – в банке в центре города. Банк работает с 10 до 16 часов по рабочим и с 10 до 12.30 по субботам. Во всех остальных местах деньги можно обменять только по весьма невыгодному курсу.
В аэропорту, как при въезде, так и при выезде, вас попросят заполнить бумажку о вас, по содержанию напоминающую миграционную карточку – одну на всю группу. Бумажка ни на что не влияет, так что можно писать честно .
При вылете из Шринагара (и из Джамму), по официальному распоряжению индийских властей, пассажиры вообще не могут брать с собой в салон ручную кладь. В этой связи норма веса багажа увеличивается на норму веса ручной клади.
На практике некоторые вещи, например ноутбук или колонки, в салон брать можно. Но, как рассказывают, необходимость в салоне многих хрупких вещей доказать военным никак не удается и их приходится сдавать в багаж. Например был прецедент с горнолыжным шлемом.
Когда мы регистрировались в Шринагаре, 2 маленьких рюкзачка со всем содержимым разрешили взять в кабину. Стоит ли на это рассчитывать - решать вам.
При вылете из Шринагара на личном досмотре отбирают все лишние батарейки и аккумуляторы, в т.ч. от камер. Но их не оставляют себе! Их аккуратно при вас описывают и складывают в конверт, который летит тем же самолетом и в пункте прибытия попадает на стойку авиакомпании, где и раздается обратно. Вы же в Шринагаре получаете надпись на билете ручкой с названием вашего лота и его кодом.
Про «идентификацию багажа» см. в разделе «Дели. Аэропорты.»
Если погода нелетная, в Шринагар могут по нескольку дней не прилетать и не улетать самолеты всех компаний. Чем дольше это продолжается, тем большее давление испытывают компании, отменяющие свои рейсы. В результате часто получается, что в один день пробивается самолет какой-то одной компании, в другой день может пробиться самолет другой и т.д.
В такие периоды в аэропорту торчат все, кто не смог улететь за все время непогоды. С билетами хаос, в кассах очереди нереальных размеров.
В принципе есть некий механизм передачи пассажиров одной компании на рейс другой (с доплатой), но он не вполне контролируем.
Во время ожидания погоды приходится жить в Шринагаре. Гостиницы там даже подороже, чем в Гульмарге (от 3000 за дабл с отоплением). Есть более бюджетные варианты, но совсем без отопления – вот тут может выручить спальник.
Кстати, во время нелетной погоды вылет рейсов из Дели (или Джамму) могут не отменять, и если вы пытаетесь прилететь в Шринагар, вас могут к примеру 4 дня подряд катать на самолете до Шринагара и обратно, в надежде на «окно» для посадки.
В зоне прилета аэропорта Шринагара что-то поесть или купить нереально, по крайней мере мы не смогли (а в зону вылета пускают только по билетам). Всем этим занимались уже по дороге на Гульмарг.
От аэропорта до Гульмарга лучше всего ехать не припейд такси. Навряд ли вы сможете что-то сэкономить, торгуясь на улице. Нам джипы до Гульмарга обошлись по 1200 рупий. Ехали около 2 часов.
Фишка в том, что в джип «Тата Сумо» в принципе влезает штатно до 9 пассажиров, но на припейде может быть ограничение на количество пассажиров - как в аэропорту Дели. Мы этого не знаем.
Еще важный момент - цепи для прохождения заснеженного серпантина Танмарг-Гульмарг есть только у местных машин, поэтому не исключено, что в Танмарге придется пересаживаться и платить новой машине (примерно 600 во время снегопада). По этой же причине лучше озаботиться тем, чтобы вам дали джипы, а не микро-микро-автобусики «Тата».
Обратно договариваться с машиной будете самостоятельно или через отель / местных приятелей. Цена скорее всего будет примерно такой же. Мы ехали в Шринагар в джипе впятером.
Когда идут снегопады, серпантин Танмарг-Гульмарг постоянно заваливает. Это не лавины, а маленькие обвальчики, но людьми разгребаются долго. В Танмарге есть соответствующая техника, которая в таких ситуациях проходит весь серпантин со скоростью, зависящей от мощности завалов. Один раз, например, расчистили только к 14 часам.
Сами обвальчики для движущихся машин не опасны – максимум слегка присыпет.
В принципе, в случае спешки местные предлагают услуги портеров, но во-первых 10 км серпантина – это много, а во-вторых если обвальчик накроет человека, то это уже совсем другая история.
Аэропорт Шринагара открывается в 9 утра. С этого момента на въезде образуется длинная очередь из машин – на досмотр. Вероятно ближе к полудню очередь уменьшается.
В самом Гульмарге, по пути к подъемнику, машины пару раз остановят какие-то люди с заявлениями типа «дальше проехать нельзя». Одно такое место действительно есть – там стоит шлагбаум, дежурят военные и висят таблички о том, что любому транспорту дальше проезд закрыт. Остальные претензии – просто с голодухи. Все эти места проезжаются при помощи небольших сумм денег.
Из Шринагара в Гульмарг должен ходить рейсовый автобус, отправляющийся с остановки у «tourist perception centre» в центре. Отправление по расписанию в 9 утра. Цена 160 рупий.
Так же должны быть частные автобусы по 70 рупий до Танмарга, отправляющиеся с «западной автобусной станции» - в километре от центра.
Возможно, из Танмарга в Гульмарг поднимаются еще какие-то автобусы – на серпантине мы видели много всякого транспорта.
Гульмарг. Ситуация.
С военными ситуация, как и в остальном Кашмире – спокойная. Их очень много, они вооружены, но очень спокойны и пассивны. Если вдруг Паки не перейдут границу, или не будет опять терактов, и если не докапываться к людям с автоматами по-москальски, то ничего плохого не будет. Учитывая текущую ситуацию с ядерным вооружением, границу вряд ли кто-то будет переходить, а вот теракты в 2007 году уже были…
Количество русских в Гульмарге растет с каждым годом. На этом новом году (07/08) было где-то 150-200 человек. Сейчас уже подтянулись американский и немецкий туроператоры, но их, в отличие от русских, пугает фиговая ситуация со спасателями и лавинщиками, а так же военная обстановка. Но они уже вовсю присматриваются и видимо дальше начнут возить свои группы. К тому же, они могут ускорить процесс решения имеющихся проблем.
При нас прошла встреча турагентов и руководства курорта – обсуждали имеющиеся сложности. В основном конечно лавинщиков и спасателей. Особенно в свете того, что в прошлом году лавина убила человека.
Спасатели/лавинщики есть - это американцы, постоянно живущие в Гульмарге зимой. Но они пока не утрясли свои отношения с курортом. В частности на митинге с турагентами они заявили, что им нужно по 250 (кажется) батареек для биперов в год, и что без их поставок они работать не будут. А если батарейки будут, то им нужно еще 2 дня на check-in склона. А после чекина... И далее в том же духе.
При этом все хорошо понимают, что при действующей лавинной службе верхняя очередь не будет работать четверть всего времени, а без лавинной службы – половину. Но курорт пока не вполне усвоил, что чтобы все фунициклировало, нужно двигать задницу.
Кстати, единственный метод связи со спасателями на данный момент - мобила, ну или личная явка. Про частоту рации америкосы никак не врубятся, что это прогрессивно - у них это не принято. Это тоже тема, планомерно, но пока безуспешно вдалбливаемая им нашими турагентами.
Зимой в Гульмарг приезжает много индусов с юга и почему-то китайцев, которые никогда не видели снега. Их одевают в нелепые одежды и резиновые сапоги, и они с удовольствием копошатся в снегу и катаются на дебильных деревянных санках (по дорогам за веревочку) на радость тянущим их хозяевам. У катящихся на дебильных деревянных санках всегда такое безрадостное выражение лица, что это наводит на мысли о каком-то то ли религиозном, то ли социальном подтексте сего действа. Что-то сродни нашему обряду нанимать на свадьбу на пару часов лимузин. Такой же символ более высокого, недосягаемого положения, которым можно временно попользоваться.
Также в Гульмарге помимо русских, индусов и китайцев встречаются всякие разнонациональные безбашенные люди-путешественники. При нас там были: австралиец, живущий в Гульмарге уже 2 месяца, ново-зелландец (не помню что с ним, но тоже совершенно оторванный), австрияк, полгода катающийся по Индии на мотоцикле и т.д.
Была еще группа каких-то германцев и пара испанцев, но я их всех видел мельком на праздновании НГ в одном из отелей и сущности их не узнал.
Но в целом в Гульмарге на НГ явное засилье русских и индусы это очень хорошо понимают. Несколько раз слышал реплики типа «мы – русский курорт». В Хиллтопе в какой-то момент стали ставить русскую музыку. Индусы живо интересуются русскими словами, причем запоминают их моментально. Самыми популярными среди гидов стали почему-то «попиздовали» и «пешком», а «пешком» им настолько понравилось, что вскоре они стали использовать его просто как универсальный возглас. Русские имена тоже запоминают налету – очень скоро вас по имени будут называть на улице люди, лица которых вы помните очень смутно, а то и вообще не помните. Причем каждый второй после общения с вами будет заявлять, что у него теперь есть друг в России.
После 10 января ситуация немного изменилась – русских поубавилось. В очереди на верхнюю очередь подъёмника русских было процентов 10, остальные - иностранцы.