http://ktmz.boom.ru/library/wwte/kar10/ … adoga.html

<<КТМЗ-главная     Водная Энциклопедия - Карелия      библиотека КТМЗ>>

Реки восточного Приладожья.

Река Уксунйоки.

Река Уксунйоки образуется в месте слияния рек Сяреннюсйоки и Кюйккайоки, причем последняя фактически является истоком реки. Кюккайоки вытекает из озера Кюйккаярки (лист 92), к северу от станции Райконкоски ж/д ветки Хиитола-Суоярви. Вдоль всего верхнего течения реки идет дорога Райконкоски - Толвоярви, поетому заезд отнеосительно несложен. Однако большинство групп начинают от станции Райконкоски, от которой до реки менее 1 км. Впадает река в Ладожское озеро около станции Ууксу. Река обладает хорошей проходимостью и вызывает интерес только в половодье - в начале мая. В это время она очень популярна.

В спортивном отношении река Уукса весьма своеобразна. Она питается от озер и болот, и ее уровень сильно зависит от климатических условий этого сезона. Перед прохождением некоторых из них группа должна трезво взвесить свои возможности.

В отличие от большинства карельских рек, Уукса на всем своем протяжении, исключая первые 8 км, течет в своем русле, и не является цепочкой озер, соединенных порожистыми протоками. А равнинных участках теченне довольно слабое (около 3 км/ч), ближе к концу маршрута несколько убыстряется. Существенно, что сложность препятствий на реке возрастает постепенно. Сначала идут простые шиверы-перекаты, потом несложные пороги, сравнимые по характеру с Мстинскими, а в конце маршрута - довольно интересные и в большую воду серьезные падуны высотой 1.5 - 2.5 м. Типовое препятствие реки - слив различной высоты и мощности, шивера с отдельными камнями. Прижимы на реке отсутствуют, за исключением порогов Мостовой, Розовый Слон и Храмина.

От устья Муаннойоки 20 минут спокойной гребли, далее шивера (1). Начинается после трубы (остатки старого моста). Далее два завала, разделенных небольшим плесом (второй
на месте переката). Завалы очень солидные. Далее шивера-порог (2) в небольшом скальном корридорчике. Длина 100м. Далее завал. Далее шивера (3) длиной 100м. Отсюда видна вышка лесобиржи. Через 10 минут хода мост железной дороги. Порог "МОСТОВОЙ-1" (4), длиной 1-1. 2 км (вместе с выходной шиверой), перепад около10 метров, много камней. Есть застрявшие в камнях бревна у берегов. Порог начинается под железнодорожным мостом, проходит под шоссейным мостом и заканчивается под пешеходным мостом.

NN

Название

Сложность
каяк/кат

Просмотр

Ориентиры и описание

1

-
 

-

2

-
 

-

3

-
 

-

4

-
 

-

5

-
 

-

6

-
 

-

7

-
 

-

8

-
 

-

9

-
 

-

10

-
 

-

11

Тюфяк
 

-

12

-
 

-

13

-
 

-

14

Мостовой

?3/2

ЛБ

15

Лестница

?3/2

-

16

Блюдце

?3/2

-

17

Лососевая
 

-

18
   

-

19

Розовый Слон

?4/3

ЛБ

20

Мельница

?4/3

ПБ

21

Каньон

?4/3

ЛБ

22

Храмина

?4/3

ЛБ

23
   

-

24
   

-

25
   

-

26

Ууксу

?5/4

ПБ

От ж/д моста до выхода в озеро около 10 минут сплава по узкому, извилистому руслу. В озере необходимо держаться левого берега по направлению течения реки. До моста через озеро - 1(полтора) часа хода, от моста до входа в реку - 40 минут (1 час). Через 10 минут река входит в небольшое озеро, выход из которого достаточно неочевиден и ищется вдоль левого берега озерца. В 1часе 20 минутах (1ч 45 мин) от второго озера - большой остров, основная протока - правая. Течение несильное. За островом, на правом повороте - завал. Чалка на правый берег, довольно неудобный обнос по тропе. Вскоре после завала - еще один большой остров, основная (и более короткая) протока - левая. Начинают попадаться в большом количестве следы бобриной деятельности. 2,5 (3) часа сплава от завала - мелкая шивера (1) длиной 30 м, еще через 15 (20) минут - шивера (2) на правом повороте, начинается у многолетнего закола на правом берегу. Через 45 минут (1 час) от нее - длинная шивера (3) с разгонным участком быстротока. За быстротоком отходит непроходимая левая протока. За ней, на правом повороте - ступенчатая шивера (4), на заходе - дерево в струе, далее - короткий левый прижим, потом - ступеньки, валы до 0.5 м и трек под левым берегом. За шиверой - большой участок стоячей воды, стоянки по обеим берегам. Через 30 (40) минут - шивера (5) с непроходимой правой протокой; на выходе - правый прижим на дерево. Через 10 минут сплава - два трековых быстротока; между ними - правая протока, перекрытая искусственной каменной плотиной для установки сетей или вентеря. Через 10 минут - короткая, около 30м, шивера (6) с двумя выворотнями на струе. Через 10 (15) минут - короткая шивера (7), разделенная вдоль кокой с отдельными кустиками, сразу за ней - длинный перекат с чистым проходом по треку слева. Через 10 минут - шивера (8), "лесной коридор" в левой протоке, нависают деревья; правая протока - очень мелководная, красивая. Далее река успокаивается, берега - торф, сфагнум, болота. Через 25 (35) минут - завал, сделанный бобрами. Проход слева по хитрой траектории. Через 40 минут (1 час) - многолетний завал на остатках быков моста. Ориентир - на высоком левом берегу среди больших деревьев - большой камень, похожий на дзот. Обнос - по левому берегу, там же обжитая стоянка.

Через 10 минут сплава от второго завала - шивера (9) за островом на правом повороте, длиной около 100м. На заходе - каменистый перекат. Через 10 минут - трековый быстроток за петлевидным левым поворотом, на правом берегу - закол. Через 100м - длинная шивера (10), за ней река разбивается на узкие протоки между островками. За ней, на левом повороте - порог Тюфяк.

ПОРОГ ТЮФЯК (11). Заход под правым берегом, под левым - очень большая обливная плита. Серия стоячих валов до 1 м, в середине порога - полуметровая бочка. Идется без просмотра.

Через 15 минут - мощная двухступенчатая шивера (12) на правом повороте, разделенная продольными косами и локальными завалами. Ориентир - древесные стволы у правого берега. За длинным узким островом - короткая мощная шивера (13), валы до 1.2 м, после чего река успокаивается. Через 40 минут (1 час) - выход на порог Мостовой.

ПОРОГ МОСТОВОЙ (14). Ориентиры : на крутом правом повороте реки внезапно начинается быстроток, впереди по левому берегу видна дорога. Чалка - к левому берегу. Порог начинается быстротоком с касательным прижимом к плите левого берега, за ним - большой левый карман с уловом, река делает зигзагообразный поворот и уходит под мост. За мостом - очень пологий слив с довольно мощной бочкой, за ней - стоячие валы и левый прижим в карман; после этого струя уходит вправо через перекат, река сильно расширяется. Проходится по центру, по возможности уходя от карманов. Чалка на левый берег после порога затруднена перекатом. Через 200 м после порога - длинная, около 300 м, шивера ЛЕСТИЦА (15). Через 20 минут - впадение небольшого правого притока с быстрым течением, через 5 минут - локальная гряда через всю реку. Еще через 15 минут река разливается среди островов, поросших лиственным лесом, течения почти нет. Через 35 (50) минут - залитый водой перекат. Через 35 (45) минут - деревянный мост, пролеты забиты деревьями. Чалка - на левый берег у самого моста, обнос - по мосту на правый берег.

ПОРОГ БЛЮДЦЕ (16) - расположен в 50 м за мостом. Слив через всю реку, копия Лестницы на Мсте. После участка ровной воды по центру - пологий двухступенчатый слив, ограниченный обливными камнями, ближе к берегам - бочки. Высота слива примерно 1.3 - 1.5 м. Через 40 (50) минут от порога Блюдце - затопленный короткий перекат. Через 1 час (1 час 20 минут) - ЛОСОСЕВАЯ ШИВЕРА (17). Оринентир - на правом повороте виден песчаный обрыв на левом берегу с соснами на нем. Длина около 700 м, несколько поворотов в узком русле, на заходе - левый прижим на древесные стволы. Валы до 0.8м. а выходе - лобовой навал на маленький каменистый островок с двумя кустами, необходимо вовремя уйти вправо. Через 15 мин - мелкая шивера (18)над затопленным перекатом. Через 15 минут - выход на порог Розовый Слон.

Порог РОЗОВЫЙ СЛОН (19). Идентифицируется только по сильному шуму воды после левого поворота. Представляет собой очень мощный слив в левой трети реки между островом и левым берегом. В правой протоке - очень пологий мелководный слив по наклонной плите с последующим лобовым навалом на скалу из розового гранита, похожую на плывущего слона. Слева - слив высотой примерно 2.5 м, водопадный у левого берега и более пологий у острова; язык слива по диагонали разрезан винтообразным валом, отходящим от левого берега. В языке слива у острова - прижим в карман. После слива у левого берега - котел, улова под отвесной стенкой, несильный лобовой навал. В 10 м от слива стоит розовый камень - "слоненок", после него река успокаивается и сильно разливается. а обеих берегах - стоянки. Просмотр для прохождения - по левому берегу, обнос - по правому.

Проходить слив в правой трети, там, где винтарь практически сливается с бочкой у подошвы слива, отгребаясь от правого кармана.

Порог МЕЛЬНИЦА (20). Расположен в 200 м от порога Розовый Слон за большим плесом со стоячей водой. У правого берега видны остатки каменной плотины со срубом наверху. Чалка и просмотр - на правый берег перед плотиной. Порог представляет собой слив высотой 1.8 - 2 м, у левого берега непосредственно перед сливом - стоячие валы и левый прижим, по центру - подводный зуб, за ним, в сливе - обливной шар. Проходить порог под самым правым берегом. Через 25 (30) минут от Мельницы - выход на порог Каньон.

Порог КАНЬОН (21). Ориентиры: видна скала на правом берегу и заход в мелковдную правую протоку, слышен сильный шум. Чалка - на левый берег. Начинается стометровой мелкой шиверой в неглубоком каньоне, на выходе из него - слив 2м, изломанный тремя языками. В правом языке по диагонали лежит столетнее дерево, центральный - маловодный, с локальным уловом, довольно крутой. Между ними - пенный котел. Левый язык - пологий, у левого берега засорен обливными валунами, за ним - клиновидная бочка. За сливом, у левого берега - плита, пригодная для страховки и зачалки. Проходил по центру левого языка.

Через 10 минут от Каньона - затопленный перекат, еще через 10 минут - выход на порог Храмина.

Порог ХРАМИНА (22) - самый сильный на реке. Шум слышен за ближайшим левым поворотом реки, впереди - прямой участок быстротока, переходящий в шиверу. Чалка возможна на любой берег. Порог назван по циклопической кладке бывшей ГЭС из гранитных блоков, расположенной на правом берегу. Просмотр и страховку лучше проводить по левому берегу, он невысокий и позволяет более реально оценить мощность порога, чем отвесный правый. Длина порога около 300 м. Начинается стометровой разгонной шиверой, пересеченной мелководной грядой. Вода прявляет тенденцию к уходу вправо. В 10 м от гряды - метровый слив через всю реку, за ним - стоячие валы. Справа начинается отвесная стенка, на которую идет длительный навал. а небольшом левом повороте - мощный слив высотой не менее 2 м, водопадный под правым берегом, за ним - мощный котел. По центру реки сразу за сливом - большой обливной шар с бочкой за ним, вода преимущественно сваливает с него вправо, левее шара - пологий язык с отходящей от него продольной бочкой. В 15 м за сливом - куча надводных камней по центру, от нее к отвесной скале правого берега отходит вилка из двух мощных бочек; через них устремляется основная струя. Слева от кучи - маловодная, но проходимая дорожка через слив высотой 0.8 м. Далее начинается шивера, русло делится вдоль цепочкой островов, попасть из одной части в другую довольно затруднительно. Проходить порог, прижимаясь к левому берегу, основной слив проходили по левому языку, уходя в проход левее центральной кучи камней. На правом берегу - множество кострищ, подходит дорога со станции Ууксу; с реки иногда слышен шум автомобилей.

Сразу за порогом начинается шивера (23) длиной около 1.5 км. Через 20 минут - затопленный перекат. Через 10 минут - шивера (24) длиной 200 м, валы до 1 м. На выходе часть воды уходит в боковые протоки. Сразу за ней, после улова - вторая шивера (25), на заходе - каменистый перекат, проход справа. Над шиверой натянут высокий трос. а выходе - разлив, справа за деревьями видна мачта ЛЭП, через реку идут провода. На правом берегу видна наклонная плита, на которую можно зачалиться для разборки. Примерно здесь начинается поселок Ууксу, до станции - немного более 1 км по шоссе. Желающим сплавиться до Ладожского озера лучше держаться левого берега и заранее просмотреть обнос. Река делится на две равнозначные протоки: в левой - непроходимый (???) водопад; в правой, возле остатков бывшей ГЭС - порог(26), в обычную воду непроходимый. Ориентир захода в порог - бетонный "дзот", торчащий из правого берега примерно в 200 м ниже плиты. Обнос по правому берегу вдоль реки очень труден, а шоссе вскоре несколько отходит от реки. Просмотр порога - по остаткам плотины ГЭС высотой 10-12 м с дороги, идущей по правому берегу.

Со станции Ууксу можно выехать в Лодейное поле на местном поезде или в Петрозаводск.

Выводы и рекомедации по реке

   1. Большие участки стоячей воды делают сплав на катамаранах недостаточно спортивным, особенно в условиях средней и малой воды. Вместе с этим при большой воде пороги-падуны нижней Ууксы становятся труднопроходимыми на байдарках.
   2. Постепенный рост сложности препятствий и достаточно равномерное распределение их по длине реки способствуют проведению учебно - тренировочных походов.
   3. Простота и дешевизна заброски, прекрасные пейзажи, отсутствие местных жителей, грибы, ягоды и рыба могут способствовать проведению детских и отдыхательных походов.
   4. Червей для рыбалки необходимо везти.
   5. Необходимо быть готовым к внезапному изменению погоды, иметь наготове непромокаемые куртки. Очень желателен кухонный тент.
   6. Торфяные пласты из старых болот часто подступают к самому берегу реки, поэтому при разведении костров необходимо тщательно приглядывать за тем, чтобы не поджечь торфяной пласт и не вызвать подземный пожар. В ряде мест мы видны следы такой гари, они занимают квадратные километры.
   7. Кровососущие насекомые летом здесь весьма активны, поэтому для постройки и ремонтных работ желательно иметь с собой реппелент.
   8. Желающим повысить спортивность маршрута можно предложить связку Верхняя Лоймола - Нижняя Уукса с перезабросом по шоссе(около 40 км), пересекающем эти реки в середине маршрута

Река Муаннонйоки.

Река Муоннонйоки вытекает из озера Муоннонъярви (лист 92) на высоте 171 м. Начинать маршрут можно от озера Ала-Сулкиоярви на уровне 144 м. До озера можно добраться по тропам от стации Райконкоски (чуть более 10 км).

От озера около 2 км спокойной воды до большого завала. От завала начинается перекат (1) длиной 200 метров, перепад около 1 метра. Далее плес 20 минут. Далее шивера "СНЕЖНАЯ" (2) длиной 400 метров, перепад около 6 м метров. Через 100 м после ее начала дерево в сливе. Ночевка на правом берегу после дерева в сливе. Шивера узкая с выраженной струей, змейкой идущая вниз. Далее 10 минут плеса и завал. Далее три шиверы (3-5), разделенные плесами по 100-200 м. Две из них с заметным уклоном и перепадом около 2 м. Через 10 минут река впадает в Уксунъйоки (Уксунъйоки-узкое озеро с красивыми берегами, поросшими сосняком).

Река Тулемайоки.

Река Тулемайоки вытекает из озера Тулмозеро (лист 109) на высоте 76 м. Начинать маршрут можно от шоссе Питкяранта - Ведлозеро, проходящего вдоль озера, однако большинство групп идут либо с истока Тулемайоки - реки Колласйоки, либо с ее притока - реки Лаймоланйоки. Река Тулемайоки впадает в Ладожское озеро в районе поселка и станции Салми на железнодорожной ветке Янисъярви -Питкяранта - Олонец - Лодейное Поле. Здесь можно заканчивать маршрут, можно также совершить экскурсию по красивым островам недалеко от берега, можно совершить экскурсию на Валаам, к которому ведет почти непрерывная цепочка островов.

Через 1 км от устья Лоймолы- порог "Деревянный" - (1, несложная шивера длиной 150 м.) Несколько больших надводных камней. Далее плесы, быстротоки. Через 2 часа сплава за правым поворотом (после длинного прямого участка)в русле остатки места (2, два разрушенных быка). Ниже прижим к надводным камням у левого берега. Проход у левого берега, затем по центру. Длина   препятствия 30 м. Через 100 м. быстротока перекат, здесь по левому берегу остатки ряжевой стенки. Отсюда начинается шиверистый участок (3). Через 1 км- шивера длиной 100 м. Расположена на правом повороте с валами, обливников мало. Через 1- 1,5 км еще одна шивера с небольшими обливниками. Длина 70 м. Затем плес 1,5 км и более мощная и протяженная (до 300 м) шивера. На входе крупные надводные камни, далее слалом среди обливников.

На следующих 2 км, выделяется еще одна шивера длиной 250 Шивера в сужениях на поворотах. Проход по основной струе. Следующий участок несложных шивер - за деревянным мостом (4) Эти две шиверы проще. Длина каждой до 100 м. Характерных особенностей нет. Ниже препятствий нет, отдельные перекаты. Берега низкие, трудно найти место стоянки. Ширина реки до 50 м. Много топляков. Через 4 часа сплава справа приток, в устье мост. Русло расширяется, острова. Левый берег повышается. Через 2 минуты еще один приток справа. Затем впереди видны скальные выходы по правом берегу. Далее порог Кайтилакоски (5) длиной 30 м. В центре русла скальный плоский остров. Левая протока непроходима. В правой, шириной 15 м, порог. Вдоль острова узкий слив, от правого берега до центр протоки гряда обливников через русло, "бочки" Улово за островом. Проход слева, осмотр с правого берегу. Проход по основной струе. Через 200 м, плотина 1я ГЭС (6) Обнесли по левому берегу через дорогу, затем по плитам и проводка в мелководной протоке 300 м. Через 2,5 км за правым поворотом плотина 2й ГЭС(7). Основное русло перед плотиной перегорожено перемычкой. Вода идет по обводному каналу вдоль левого берега. В канале длиной 500 м препятствия 4-5 к.с. Летом они труднопроходимы - мало воды. Обнос по правому берегу 300 м. За плотиной 3 км плес. Ширина реки до 70 м. В конце два переката, затем левый поворот и порог Колхозный (8) - мощная шивера длиной до 700 м. Входная шивера (200 м), затем две гряды обливников: первая от правого, вторая от лнаого берега до центра. Между ними 15-20 м. Проход с центра, затем справа, улово у правого берега. Быстроток 50 м и за правым поворотом остров. Основная протока левая. Далее на левом повороте еще 200 м мелководной шивер. Ниже по берегам начинаются дома поселка Салми. Стоянка на правом берегу в 50 м выше железнодорожного моста. Поляна рядом со складами. До станции Салми 1,5 км. Через склад выйти на дорогу, налево через переезд к памятнику. Далее направо вдоль железки по дороге.

Река Колласйоки.

Река Колласйоки вытекает из озера Колласъярви (лист 93) на высоте 177 м, расположенного около железнодорожной ветки Хиитола - Суоярви, между станциями Лаймола и Няятяоя. От первой до реки 10 км по грунтовому шоссе, от второй - 5 км. Река здесь очень мелкая и узкая, доступная в основном в период весеннего половодья и в основном для каяков и байдарок. Заброс на реку ниже по течению очень проблематичен. Впадает Колласйоки в Тулмозеро в районе поселка Колатсельга. Длина реки от истока до впадения в озеро Тулозеро - 67 км. От истока река Колос типичная равнинная река с уклоном 0.2 - 0.3 м/км, шириной от 1.5 до 5 м. В местах разливов и болот на первых 10-15 км часто пропадает под плавучими островками болотной растительности и, кроме того, проходит через большое количество завалов, бобровых плотин и тому подобных неприятностей. В среднем течении, после впадения левого притока реки Витсаоя, уклон Колоса резко возрастает, плёсы практически отсутствуют. Встречается большое количество шивер, порогов, следующих один за другим. Уклон составляет 3-5 м/км. Река с разгоном устремляется в каньон "Водопадный". Во время паводка расход реки в каньоне составляет 35-40 куб.м/сек., скорость течения до 10-15 м/сек., уклон до 20 м/км. Длина каньона примерно 1200 м (вместе с заходной шиверой), высота скал до 20 м. Каньон классифицируется 6-ой к.сл. После каньона река проходит ещё несколько сложных шивер и порогов, в том числе порог Карманный (3-4 к.сл.), и впадает в Тулмозеро возле поселка Колатсельга. Подъезды к началу маршрута - по железнодорожной ветке Петербург-Костомукша до станций Лоймола или Пиитсйоки, далее попутным автотранспортом.

На первых километрах от оз.Колосъярви река течёт через завалы, бобровые плотины, болота. Ниже железнодорожного моста через 600 м слева небольшое озеро, затем неотчётливо выраженная река поворачивает направо, и через 0.5 км русло начинает прослеживаться яснее и сильно петляет. Много завалов. Через 1 км небольшой овальный разлив. Посередине разлива - высокий каменный остров, с которого можно определить выход реки из разлива - он за островом (при входе в разлив курс на остров). Далее река снова петляет. Встречаются завалы из брёвен. Много бобриных хаток. Такой характер река сохраняет примерно 1 км. Затем за правым поворотом слабая шивера 200 м. Через 1 час движения по извилистым плёсам с завалами снова слабые шиверы, за ними мост. Некоторые шиверы имеют собственные названия: пороги Дзотовый, Оконный, Медвежий. В среднюю и малую воду может потребоваться проводка судов. По берегам - следы боёв Второй Мировой; окопы, колючая проволока... Под мостом слабое течение. Затем в течении часа плёсы, слабые шиверы и завалы. Стоянка возможна на левом берегу небольшого разлива, где имеется сухая возвышенность. Подход от воды неудобный - 50 м по болоту.

Ниже по берегам появляются моренные гряды. Слева впадает река Витсаоя, вдвое увеличивающая водоносность Колоса. Количество и протяжённость шивер увеличиваются. Слева по ходу показывается озеро Раялампи с высоким правым берегом. В конце озера лесистый остров, выход в реку за ним. Через 20 минут сплава порог Мельничный. По берегам остатки старой мельницы. Перед порогом небольшой слив, плёс 50 м и сам порог. Проход по центральной струе, валы 0.5 м. Ширина реки в пороге 5-6 м, перепад около 1.5 м. Длина порога 30 м.

Через 200 м низкий бревенчатый автомобильный мост. Возможный обнос - 20 м по прав. берегу. Сразу за мостом автодороги уклон реки увеличивается до 3-5 м/км, начинаются Бобровые пороги, которых всего насчитывается 4 штуки. Пороги несложные, проходятся с ходу. Между порогами встречаются завалы. Далее на реке порог Горн, начинающийся сужением русла между каменными выступами берегов. Состоит из двух ступеней. Первая ступень - слив с перепадом высоты 1 м, за ним мощный вал; далее 40 м быстротока и вторая ступень, представляющая собой шиверу длиной 25 м. На входе у левого берега каменная гряда, по центру крупный камень. Проход логичен правее него. Ниже порога Горн короткие плёсы чередуются с перекатами. Через 20 минут сплава порог Лосёнок. Начинается характерным сужением русла, в котором короткий слив. В русле и по берегам - камни. Проход ближе к левому берегу, минуя бочки и валы. Далее сразу же слева - приток, за ним на высоком берегу полуразрушенный бревенчатый дом. За правым поворотом видны остатки узкоколейки на левом берегу. Ниже две шиверы длиной 60 и 80 м, разделённые коротким плёсом. После примерно километрового плёса начинается мощная шивера Каменная, предваряющая вход в каньон Водопадный. Просмотр правым берегом, мешает бурелом. Длина препятствия 400 м. В шиверы валы и бочки, проход по основной струе. Основная опасность - в случае переворота аварийное судно будет втянуто в каньон Водопадный. После прохождения шиверы необходимо срочно зачалиться в улове левого берега.

Каньон Водопадный является самым сложным препятствием реки Колласйоки. В большую воду каньон представляет собой грандиозное (по карельским масштабам) зрелище. Высота скал достигает 15-20 м, протяжённость каньона 600-800 м с шестью характерными водопадными сливами, самые сложные из которых - первый и третий. На протяжении каньона река падает более чем на 20 м. При большой воде часть потока после второго слива устремляется в карман правого берега непосредственно перед третьим сливом. Особую опасность создают поваленные по берегам, полузатопленные деревья. В паводок высота первого и третьего слива составляет до 3 м; весь каньон может быть пройден опытным экипажем на катамаране. Предполагаемая категорийность - 5-6. В среднюю воду возможно прохождение 4, 5 и 6 сливов, эта связка будет элементом 4-5 категории сложности для байдарки. Обнос каньона осуществляется по левому берегу. Обнос осложнён буреломом и выходами скал. В случае сплава по второй части каньона длина волока около 200 м, в противном случае увеличивается до 1 км.

Ниже каньона мелкая шивера, после шиверы остров, делящий реку на два рукава. Левый рукав мелкий, кончается завалом; проход правой протокой. Далее три шиверы, разделённые короткими плёсами, за ними озеро, на выходе порог Сиплый - короткий слив с валом (в створе бывшей мельницы). Проход по основной струе. Далее длинный плёс, шивера 200 м, приток справа, шивера 400 м, шивера 50 м. Затем порог с островом: левый рукав уже, но меньше камней; правый шире, но мельче. после острова река поворачивает плавно направо. Ниже две шиверы по 60 м, разделённые коротким плёсом. Далее на протяжении 1.5 часов сплава четыре шиверы (200, 100, 250 и 100 метров), а за ними начало каньона Карманный в виде 100-метровой входной шиверы. Чалка перед шиверой неудобная, суводи маленькие. Просмотр по левому берегу.

После шиверы река поворачивает влево на 80 градусов, образуя прижим к скале. В прижиме камни и брёвна, торчащие поперёк реки на три четверти её ширины. Под ними проход высотой 1 м (при среднем паводковом уровне). После поворота сразу же большая суводь. Далее участок каньона прямой, около 400 м, иногда это препятствие отдельно именуют "шивера Парадная". В середине сужение, небольшой слив, по краям бочки. На выходе слабая шивера с маленьким островком. На правом берегу хорошая стоянка.

Берега в каньоне высотой 10-15 м, правый скалистый, левый более пологий. В скале правого берега на повороте расположен "карман", давший название всему каньону. Известен случай, когда в 1979 году в паводок в карман затянуло две байдарки, причём все ушли под скалу полностью. Внутри скалы в кармане оказался грот, который дал возможность дышать его "посетителям". Одну байдарку выкинуло из кармана через 2 часа, вторую - только через сутки (!). От выхода из каньона Карманный до впадения реки Колласйоки в Тулмозеро остаётся 1 час сплава, на этом участке одна простая шивера, берега низкие. В устье - автомобильный мост.

Река Наровож.

Река Наровож вытекает из озера Исо-Котаярви (лист 93) на высоте 150 м, однако в этом месте она для сплава недоступна. К реке необходимо совершать волок от лесовозной дороги, идущей от станции Пиитсйоки железнодорожной ветки Хиитола - Суоярви. Наровож впадает в Тулмозеро около поселка Лахта.

Река Лаймоланйоки.

Река Лаймоланйоки вытекает из озера Лаймоланъярви (лист 92) на высоте 150 м. Начинать маршрут следует от станции Лаймола железнодорожной ветки Хиитола - Суоярви, откуда недалеко до залива озера (для судов с готовым каркасом) или 500 м до моста, невдалеке от которого есть лес. Река Лаймоланйоки впадает в Тулемайоки немного (около 6 км) ниже озера Тулмозеро.

Вскоре за станцией Лоймола - чистый, широкий перекат, за ним - 3-4 км стоячей воды, потом - цепь из 10-12 шивер на протяжении 12 км, особенно хороши третья и последняя, уже за мостом. Некоторые шиверы труднопроходимы из-за малой воды. 6 км ниже моста - небольшое озеро, там можно найти место для стоянки.
От этого озера до озера Кирпиярви - около 8 км. Ниже озера - 3 небольших переката, за третьим - порог Веер. - горка длиной порядка 2 м, в середине - отвесный слив высотой 0.5м, правее него - зуб с характерным веером брызг. За порогом - неприятная мелкая шивера, потом - локальное озерцо, вскоре после него - вход в озеро Кирпиярви. Озеро Кирпиярви примерно 3 км в длину. Неплохая стоянка - на полуострове около входа в реку.
От озера Кирпиярви до озера Сароярви примерно 8 км. На выходе из озера - мостик; далее - два переката, шивера, еще 3 переката и порог Ядрена Вошь (Кривая Бочка). Порог представляет собой горку с большой бочкой. За порогом - 2 мелких, полунепроходимых переката, после - еще 2-4 переката, за ними - порог Раякоски. Ориентир - в реке эффектные скалы с трехметровыми трещинами. Крутая шивера со стояком и одним непроходимым выходом. По правому берегу - остатки ряжевой стенки. От порога Раякоски до озера Сароярви около 3км.

От озера Сариярви можно переволочься на Уксунйоки. На озере Сариярви придерживаться правого берега, зайти в западный залив и высадиться на его левый (если смотреть со стороны озера), более высокий берег. Здесь на большой поляне видны следы от пикников. Вблизи проходит полузаросшая лесная дорога (на карте не показана), по ней идти вправо метров 100, после чего, выйдя на лесовозную дорогу (есть на карте), идти по ней влево метров 500. В месте, где дорога сворачивает влево, от нее вправо отходит лесная дорога, выводящая на большой луг с остатками сооружений искуственного происхождения.  Луг на карте обозначен значком братская могила(!?). С него выходит хорошая тропа, пересекающая в низине короткую болотину, и вскоре выводящая на берег лесного озера. Время пешего перехода с озера Сариярви до лесного без груза около 15 мин. Выйдя в лесное озеро, имеющее подковообразную форму, необходимо плыть вдоль правого берега и причалить в середине сильно заболоченного участка (вершина подковы, по карте направление северо-запад). Отсюда вытекает малозаметный заболоченый ручей и идет тропа длиной 100-150 м до Уксунйоки.

Длина озера Сароярви - около 3 км. На выходе из озера - мостик и перекат. Вскоре после выхода - длинная шивера, переходящая в перекат с чистыми проходами. После плеса, примерно в 1.5 км ниже озера, на прямом участке реки - порог Цис. Шиверный заход с камнем в струе; слив порядка 0.5м рядом с огромным булыжником, с небольшой бочкой, далее - резкий поворот по крутой шивере. Ниже порога - примерно 4 переката, с более или менее чистыми проходами, за ними - короткий мощный порог, который сверху определяется как шивера. Вскоре за этим порогом, примерно в 3 км ниже порога Цис - порог Табун, длина - 250 м, перепад - 8 м. Крутая шивера, далее - каньон, 2 мощных слива с бочками, потом - поворот, шивера, на выходе - два длинных булдыгана. Сразу за Табуном - озерцо и резкий поворот влево. На повороте - мощная шивера (51). Далее - шивера (52) длиной 300м под высокой скалой на правом берегу, много камней. За шиверой - левый поворот, эффектные скалы по правом берегу. Далее полноводные перекаты (53-55). Далее сужение и небольшой слив (56). Озеро Орасоярви имеет длину   порядка 10 км. После сужения и моста(?) лучше брать левее. От озера до моста у села Келатсельга 16 км. После озера Орасоярви - около 12 км стоячей воды, места плохие, болота, мелколесье. В 2 км ниже последнего озера Осиновый каньон (57). Длина - около 1 км. Начинается перекатом с ряжевой стенкой посередине, который перерастает в шиверу и входит в каньон. На левом повороте - прижим под скалу, слева - улов. Далее - пологий основной слив с прижимными бочками и 150 м выходной шиверы, далее - длинный выходной перекат. От порога до автомобильного моста - примерно 4 км. За порогом - средние шиверы (58-59), последняя - со сливом. Далее шивера (60), начинающаяся перекатом, который за левым поворотом переходит в шиверу. За большим камнем на левом повороте - небольшой слив с валом. .Перед мостом озерное расширение, под мостом - перекат(61) длиной 20 м. Ширина реки до 40 м. Через 20 минут сплава устье реки.

Река Эняйоки.

Река Эняйоки вытекает из озеря Питкеярви (лист 108) на высоте около 72 м, однако в этом месте река для сплава непригодна. Начинать маршрут можно от поселка Орусъярви недалеко от реки, до которого можно добраться из поселка Салми или от моста лесовозной дороги через саму Эняйоки. Река Эняйоки впадает в залив Лункуланлахти Ладожского озера, по которому недалеко до станции Салми железнодорожной ветки Янисъярви - Лодейное Поле.

Река Видлица.

Река Видлица вытекает из озера Ведлозера (лист 109) на высоте 77 м. Начинать маршрут можно из крупного поселка Ведлозеро или от дорог, проходящих вдоль озера. Впалает Видлица в Ладожское озеро около станции железнодорожной ветки Янисъярви - Питкяранта - Лодейное Поле и крупного поселка Видлица.

Река Нялма.

Река Нялма вытекает из Нялмозера (лист 109) на высоте 92 м.. Добраться до озера можно по лесовозным дорогам от поселка Ведлозеро или со стенции Новые Пески железнодорожной ветки Суоярви - Петрозаводск. Впадает Нялма в Ведлозеро примерно на полпути от поселка Ведлозеро до устья Видлицы.

Волоки с других бассейнов.

Ровершать волок на Видлицу можно и разумно из бассейна Южной Шуи. Причиной для довольно непротого волока может быть только труднодоступность реки Нялмы или нежелание тратить деньги на автотранспорт для заброса в поселок Ведлозеро. Все варианты волока начинаются из районе Шотозера. Первый вариант - подъем по реке Нимийоки сомнительной проходимости, а затем длительный волок на Нялмозеро. Второй вариант (наверное, более простой) - подъем на озера Миккильское и Крошнозеро, затем по протоке сомнительной проходимости в озеро Хлебозеро, затем непродолжительный волок на Вохтозеро (121 м), а затем сплав по реке Вухтанеги (наверно, интересный в половодье - см. перепад! Но есть ли там и в мае вода?), впадающей в Ведлозеро. Последняя маленькая речка около устья имеет перепад 23 м/ 4 км!

Река Тулокса.

Река Тулокса образуется в месте слияния рек Лумбас и Пуорийоя (лист 120) на высоте 30 м. Начать маршрут по реке можно из поселка Кукшегоры (около озера Пейзиярви на притоке Тулоксы - Гушкалке) или от лесовозных дорог в вуерховьях истоков Тулоксы. Впадает Тулокса в Ладожское озеро около станции Тулокса железнодорожной ветки Янисъярви - Лодейное Поле.

Река Олонка.

Река Олонка вытекает из озера Утозеро (лист 120) на высоте 70 м. Добраться сюда можно от поселка Коткозеро на Мурманском шоссе по дороге в поселок Утозеро. В нижнем течении, за Олонцом, река течет вдоль железнодорожной ветки Янисъярви - Лодейное Поле, однако около устья станции нет, поэтом маршрут следует заканчивать у станции Ильинская или по открытой воде Ладоги идти 7 км до устья Тулоксы и по этой реке подняться до станции.

Река Топорная.

Река Топорная - исток Олонки, вытекает из озера Топорное (лист 110) на высоте 128 м и впадает в озеро Утозеро. Добраться до Топорной можно по лесовозной дороге от поселка Верхнеолонецкий на Мурманском шоссе.

Река Мегрега.

Река Мегрега вытекает из озера Мегрозеро (лист 121) на высоте 86 м и впадает в Олонку в Олонце. Добраться до начала маршрута по Мегреке несложно - вдоль реки до самого озера идет хорошая дорога из Олонца на Михайловское.

Источники информации: Атлас республики Карелия.
Отчет по реке Уксунйоки.
Колласйоки по материалам групп под руководством И.Н.Кошица и Лазебы А.В http://www.tag.spb.ru/water/kolos/kolos.html
Уксунйоки http://lib.ru/TURIZM/uuksa2.txt
Лоймола http://lib.ru/TURIZM/lojmola.txt
Волок на Уксунйоки http://lib.ru/TURIZM/uuksa3.txt
Тулемайоки http://stasv.polets.ru/crossroad/loimola.htm